Среда, 25 декабря 2024

Анна Мельникова

От Новгорода до Новгорода и обратно,

На Большой Покровской скучно не бывает

Фото: автора

или О том, как всем нам полезно побыть туристами

Отбросим набивший оскомину анекдот о двух москвичах, собирающихся поехать в Новгород. Великий и Нижний — самобытные российские города с множеством интересных достопримечательностей и аутентичных объектов. Лучший способ убедиться в этом — самим отправиться в путешествие на скором поезде № 41/42, который не так давно связал два Новгорода, таких разных и таких похожих. Им обоим свойственно стремление развивать инфраструктуру гостеприимства и использовать своё культурное наследие для развития. И как здорово, что между ними нет соперничества, а есть сотрудничество. Именно такие размышления оставила у меня поездка в Нижний.

Взгляд со стороны

Это путешествие по железной дороге организовал туристический офис «Русь Новгородская». Так в одной компании оказались блогерши Инстаграма из Санкт-Петербурга Диана и Маргарита, московский фотограф Торнике, который разрешил называть себя Тором, и двое новгородских журналистов — в том числе и я, автор этих строк. Делегацию возглавила Ольга АЛЕНТЬЕВА, заместитель генерального директора офиса «Русь Новгородская».

«Евгений Александрович, давайте поговорим»

Ровно в 21.20 поезд легко оттолкнулся от перрона. И как только он набрал скорость, а мы устроились на полках в купе, я обратилась к Ольге с вопросом: «Когда благодаря этому железнодорожному маршруту может начаться активный обмен турпотоками между регионами?».

— Сейчас задача двух субъектов заключается в том, чтобы максимально распространить информацию о том, что из одного исторического города можно переместиться в другой исторический город России этим поездом, — сообщила она. — В Великом Новгороде уже побывали представители нижегородских туристических организаций. Но не менее важно достучаться и до индивидуалов. Туристы стали сейчас независимые — забронировали онлайн гостиницу, запланировали места, которые они хотят посетить, и поехали. Поэтому мы и пригласили в путешествие блогеров, чтобы о Великом Новгороде, об этом поезде через соцсети узнало как можно больше людей в стране. Проект, связанный с этим поездом, для нашего офиса — ключевой, но его результаты можно будет оценить не раньше чем через год.

Блог Дианы, которая некоторое время упорно вместо «Великий» говорила «Верхний Новгород», специализируется на развлекательном контенте. На её Инстаграм подписаны 46 тысяч человек. Маргарита же предпочитает выкладывать посты, посвящённые фуд-тематике, иначе говоря, сообщать, что и где она поела. За её гастрономическими интересами следят 100 тысяч подписчиков. По словам девушек, популярной в Сети можно стать, если публиковать эффектные снимки и оригинально преподносить своё мнение.

После небольшой прогулки по Великому Новгороду и посещения кафе «плюс» городу они поставили за кокосовый чай, который пробовали в одной из пиццерий, и «минус» — за редко встречающиеся на улицах урны. «А стать популярным блогером никогда не поздно, были бы амбиции», — сделали они общий вывод.

Москвич Тор оценил Великий Новгород на «отлично» за его атмосферу, в которой нет суетливости, а это и хочет получить на отдыхе столичный житель, и на «двойку» — за ужасное состояние автомобилей такси.

— С этим нужно что-то делать. И непонятно, почему в Новгороде не действует заказ поездок через приложение Uber. Иностранные туристы им активно пользуются, — сказал он.

Wi-Fi в вагоне

Стук колёс приятно убаюкивал, но спать не хотелось, хотелось выйти в Интернет. И тут очень вовремя к нам подошёл начальник поезда Михаил ЗЕМСКОВ. Именно он 10 декабря презентовал новый пассажирский состав губернатору Новгородской области Андрею Никитину. А нам Михаил Николаевич помог установить на телефон Wi-Fi.

Надо отметить, что формирование поезда происходит в Горьковском филиале «Федеральной пассажирской компании». Обслуживают его нижегородские проводники. Как признался Земсков, поезд находится на особом контроле РЖД:

— Все вагоны в нём новые. Год их выпуска — край 2017-й. В вагонах — биотуалеты, везде установлен климат-контроль, а система видеонаблюдения обеспечивает безопасность пассажиров и порядок. Например, предотвращает кражи. В штабном вагоне есть специально оборудованное купе для перевозки маломобильных граждан и их сопровождающих.

К этому стоило бы добавить, что у пассажирских мест появились розетки, в поезде можно принять душ — услуга стоит 150 рублей за 30 минут. Поезд нас приятно впечатлил.

Однако начальник поезда не скрыл, что со стороны новгородцев, бывает, слышит и упрёки, мол, верните прежний поезд:

— Приходится объяснять, что новый поезд — более комфортный. Он поможет привлечь в Новгород больше туристов, паломников, гостей, а значит, будет способствовать улучшению его экономической ситуации.

Именно благодаря этому поезду Михаил Земсков познакомился с Великим Новгородом, прежде он в нём не бывал. Более всего его удивило, как наши дети на ватрушках катаются с вала. Действительно, в Нижнем Новгороде такого не увидишь.

«Самый лучший город на земле»

Часто можно услышать, что Нижний Новгород — город на Волге. На самом деле это совсем не так, он — город на Оке, через которую перекинуто четыре моста, служащих главными транспортными артериями. Волга же является естественной водной границей города.

Первое, на что обращаешь внимание в Нижнем, — это его ландшафт: левый берег Оки — равнинный, а правый, где расположены кремль и исторический центр, — холмистый. Одолев некоторые склоны по лестнице и потом отдышавшись, можно почувствовать себя буквально царём Горы. Даже погода по обе стороны реки может быть разной: на одном — небо без облачка, а на другом — дожди зарядили. Об этой особенности нам поведал таксист Гайрат, гражданин солнечного Узбекистана. Кстати, от таксистов, с которыми во время перемещения по городу мне удалось пообщаться, ни одного дурного слова про Нижний Новгород я не услышала. А это своеобразный показатель. Пожалуй, не случайно, что в недавно составленном рейтинге одного исследовательского сервиса Нижний занял первое место среди российских городов по качеству жизни. «Карман России», как в старину его называли, и в наши дни далеко не пуст.

В Нижегородском туристско-информационном центре нас встретили подарками. Каждому из нашей группы были вручены деревянная ложка, расписанная в технике хохломы — своеобразная дань уважения нижегородским народно-художественным промыслам, и многофункциональная «Карта гостя» ярко-лилового цвета. С помощью неё турист может неограниченное количество раз бесплатно пользоваться нижегородским общественным транспортом: метро, автобусами, троллейбусами, трамваями. Карта даёт возможность бесплатно посещать самые значимые музеи города, получать скидки в ресторанах и отелях. Впрочем, удивило другое.

— Наш центр предлагает цифровой продукт, который будет размещаться не только на пластиковой карточке, но и на силиконовых браслетах, в подвесках-брелоках. А к концу февраля мы запустим систему, которая нигде в мире ещё не применяется, — заинтриговал директор центра Сергей ЯКОВЛЕВ. — Наши программисты — а центру была поставлена задача использовать исключительно имеющиеся мощности и ресурсы региона — доработали способ, благодаря которому данный продукт можно будет перенести на мобильный телефон любой марки, и он будет работать без дополнительных приложений. В очереди по заимствованию нижегородской технологии стоит Санкт-Петербург.

На следующий день, активировав карту, я решила применить её на канатной дороге — две поездки по ней гарантировались бесплатно. Правда, пришлось немного подумать, к какому терминалу ее прикладывать: то ли к кассовому, то ли к пропускному. У меня получилось во втором варианте.

Нижегородская канатная переправа через Волгу между областным центром и маленьким городом Бор задумывалась как альтернативный вид пассажирских перевозок. Но билет на неё совсем не дешёвый: 100 рублей — туда, 100 — обратно. Между тем популярностью он пользуется, в том числе и у гостей города — даже через морозные узоры на окнах кабинок можно было разглядеть панорамные виды.

У Нижнего много визитных карточек. Одна из последних — фабрика стеклянных ёлочных украшений «Ариэль»: в любое время года там Новый год. Самые ценные игрушки и шары на фабрике хранятся в стеклянных шкафах, а площадок для фотосессий столько, что теряешься, какую выбрать.

Посетили улицу Рождественскую, превращённую в улицу кафе и ресторанов, побывали на местном Арбате — Большой Покровской. Мне она приглянулась тем, что здесь соседствует множество разных памятников и малых архитектурных форм. Волк Забивака — символ чемпионата мира по футболу 2018 года — не мешает суровому дядьке городовому из дореволюционной России. А судя по сверкающему носу бронзовой скульптуры великого русского актёра, уроженца Нижнего Новгорода Евгения Евстигнеева, который прохожие натирают на удачу, памятник ему стал талисманом города.

Несмотря на выпавший снег, под ногами мы неожиданно обнаружили ещё одну достопримечательность — памятник первому в России трамвайному движению. Он представляет собой небольшую металлическую табличку и два рельса. В общем, сколько ни проводи экскурсий по Большой Покровской, всегда на ней откроется что-то новое. И разве это не повод, чтобы вернуться в Нижний?