Суббота, 16 ноября 2024

Мария Клапатнюк

Голос глины

Новичок в гончарном деле может сделать первое самостоятельное изделие из глины только через 5—6 занятий с мастером

Фото: Фархада ЮСУПОВА

В Великом Новгороде открылась школа гончарного искусства. Учеников в ней учат счастью

Кто из нас хоть раз не мечтал почувствовать себя творцом, создающим чудо? По-хозяйски, в фартуке, щедро заляпанном глиной, сесть за гончарный круг, засучить рукава по локоть и выкрутить изящное и совершенное из бесформенного куска глины. За короткое время сотворить свою маленькую вселенную. Конечно, мечтали.

На днях в Великом Новгороде открылось место, в котором сказка становится былью не только в переносном, но и в самом прямом смысле слова. За пару дней работы школа гончарного искусства «Колокол» действительно осчастливила не один десяток новгородцев. Звучит пафосно, а может, наоборот, наивно. Но именно в счастье и исполнении давней мечты признаются взрослые дяди и тёти, если подойти к ним с вопросом сразу после завершения работы, когда руки ещё в глине, а в голове не улеглись пережитые эмоции. Чудо и только…

Занятия в школе гончарного искусства дарят радость и взрослым, и детям

От солнца к глине

В стенах «Колокола» пока ещё царит атмосфера первого сентября: конец марта за дверью — не в счёт. Запах краски, только-только сделанный ремонт, ощущение абсолютной новизны. Коридоры и зальчики гончарной школы осматривают первые посетители. Всем немножко неловко. И все улыбаются. Ни дать ни взять — начало учебного года.

Решение открыть в городе гончарную школу для новгородок Юлии НИКОЛАЕВОЙ и Светланы КНЯЗЕВОЙ, по сути, было шагом в полнейшую неизвестность — гончарным делом или другим видом прикладного творчества единомышленницы никогда не занимались. Светлана — дизайнер и бизнесвумен, Юлия — многодетная мама, глава автономной некоммерческой организации помощи людям с синдромом Дауна «Дом Солнца».

Занятия в школе гончарного искусства дарят радость и взрослым, и детям

— Всё случилось, когда мы в очередной раз писали проект для «Дома Солнца». Хотели оборудовать творческую мастерскую для подопечных, подыскивали варианты занятий арт-терапией. В частности, искали, где можно купить гончарные круги. Так и наткнулись на школу «Колокол» в Воронеже. Это была настоящая любовь с первого взгляда. После знакомства, преодоления страхов и долгих колебаний мы купили франшизу, и вот…— Юлия довольным взглядом обводит холл школы, — теперь «Колокол» открылся и в нашем городе.

Радостному событию предшествовали испытания и трудности. Взять хотя бы поиск подходящего помещения — у воронежской школы своя концепция: в идеале «Колокол» должен располагаться в центре города. Желательно в аутентичном помещении со своей историей и атмосферой.

— Нам то не хватало площадей, то не подходила стоимость аренды, то окружающая реальность напрочь рубила ростки эстетики, которые мы тут собираемся культивировать, — смеётся Светлана. — После того как решение было принято, мы с головой ушли в учебный процесс, затем начались закупка оборудования, ремонт, поиски мастеров-новгородцев, которые могли бы преподавать в нашей школе.

К счастью, оказалось, что как раз гончаров в нашем славном городе живёт немало. Другое дело, что каждый тихо-мирно сидит за своим кругом, занимается любимым ремеслом и не всегда стремится к публичности.

— Но когда ты делаешь правильное дело, всё постепенно складывается нужным образом. Может быть, поэтому быстро подобрались члены новгородской команды, очень непохожие друг на друга. За полтора месяца в найденном помещении был сделан ремонт. Горожане проявили огромный интерес к новости об открытии школы, — рассказывает Юлия. — Это дало нам уверенность и силы действовать дальше.

Крах демиурга

На первый, ознакомительный мастер-класс собрались разновозрастные гости: и новички, и бывалые — те, кто уже пробовал свои силы в гончарном деле или даже имеет дома небольшой гончарный круг. Детям нравится всё вокруг, хотя бы потому, что невдалеке от рабочего стола на широком подоконнике лежат сочный крупный виноград и конфеты. Здесь же неофит, с трепетом ожидающий первой встречи с глиной.

Наш молодой мастер-наставник Никита НИКИТИН увлекся гончарным делом на курсах в Чечулинском доме культуры, да так серьёзно, что вскоре стал участником нескольких всероссийских конкурсов, трижды как представитель талантливой молодёжи получал президентские гранты. В руках Никиты глина ведёт себя послушно. Но ощущение лёгкости ремесла и эйфории от перспективы самим сесть за гончарный станок несколько притупляется после первого взаимодействия с материалом:

— А у вас ещё не было такого, чтобы глина на всей скорости улетала прямо с круга? — тихо спрашивает один из учеников.

— Не было, конечно.

— Мне кажется, сейчас будет!..

Итак, глина не собирается подчиняться новичку, впервые севшему за гончарный круг. Глина чувствует неуверенность и вытворяет с неофитом всё, что захочет. Глина как будто завладевает ситуацией, берёт инициативу в свои руки — и вот ты уже не понимаешь, кто здесь — мастер, а кто — послушный, мягкий материал для лепки. Для того чтобы уговорить глину пойти хоть на какие-то уступки, нужны не только сноровка и уверенность в себе, но и элементарная физическая сила.

Никитин, легко выправляющий изъяны, выкручиваемые мною, успокаивает: своё первое более-менее приличное самостоятельное изделие новичок может сделать в среднем после пяти занятий с мастером. Остаётся только догадываться, насколько бесценны моменты, когда бесформенная масса постепенно приобретает под рукой правильную, завершённую форму.

Место для счастливых людей

Впрочем, работой за гончарным кругом занятия в «Колоколе» не ограничиваются — для своих учеников школа разработала множество мастер-классов различной степени сложности и полноценные учебные курсы.

К тому же на Новгородчине «Колокол» должен обрести свой уникальный «голос». Во-первых, Великий Новгород — самый маленький среди городов, в которых открылись франшизы воронежского заведения. К слову, их в России на сегодняшней день — более двух десятков. А вторая новгородская примета гончарной школы — заметный акцент на детскую аудиторию и социальная направленность.

— Так как наш «Колокол» появился некоторым образом благодаря «Дому Солнца», то, формируя программу работы школы, мы будем думать о подопечных Дома — особенных детях и подростках. Конечно, будем писать программы, будем стараться выигрывать гранты, чтобы особенные дети могли заниматься у нас бесплатно. Ну а в своих мечтах я представляю, что в будущем наш «Колокол» станет базой и материальной опорой для «Дома Солнца», — говорит Юлия.

Сценариев развития событий в школе множество: арт-терапия для мам особенных детей, профориентация подросших воспитанников «Дома Солнца», развитие мелкой моторики у малышей с помощью лепки, досуговые и обучающие занятия подростков.

— Я уверена, что каждый бизнес должен быть социально ответственным. Ну а мы, по сути, хотим добиться простого и естественного: чтобы пришедшие к нам на занятия выходили из стен «Колокола» счастливыми людьми, — мечтает Светлана. — Недаром один из главных смыслов открытия школы — создание места, где каждый человек сможет хотя бы единожды, а может быть, много раз прикоснуться к древнему гончарному искусству в непринужденной домашней атмосфере и найти в этом силы и вдохновение.