Пятница, 22 ноября 2024

Василий Дубовский

Точка сборки русской истории

Решение проблемы сохранения культурного наследия на уровне XXI века

Фото: Александра Кочевника

Как-то просто и буднично открылась для посещения церковь Благовещения на Рюриковом городище

С такого-то дня и часу — вход открыт. И всё. Ленточку не резали — храм ведь исторический. И не молились — музей же по факту. И народ потянулся к истории, раскрываемой инновационным проектом.

Если в двух словах, то ключевой идеей (проект новгородского ООО «Март») стало «максимальное выявление и сохранение подлинных элементов и архитектурных особенностей фактически двух храмов: церкви Благовещения 1103 года и сменившей её постройки XIV века». Церковь стала музеем, который венчает крыша из прочного стекла. При этом стены подверглись аккуратной докладке — ровно настолько, чтобы смонтировать кровлю. Она вписана очень бережно: не доминирует над древними стенами.

Ядро экспозиции храма-музея — остатки фундаментов и стен храма XII века

Ядро экспозиции — остатки фундаментов и стен храма XII века. С высоты века XIV (уровень пола кругового перехода) вы всматриваетесь в то немногое, что сохранилось до наших дней от одного из древнейших храмов Руси.

По счастью, это не всё. Сохранилось множество фрагментов росписи первого храма, построенного в 1103 году князем Мстиславом Владимировичем, перенесшим свою резиденцию с Ярославова Дворища на городище. Это был парадный дворцовый храм. Бесценные кусочки фресок, найденные при недавних (2017 года) археологических раскопках и находящиеся сейчас в Центре реставрации монументальной живописи Новгородского музея-заповедника, — иллюстрация былого великолепия. Здесь, в церкви-музее, их тоже можно видеть — на экране мультимедийного киоска. Как часть истории храма и самого городища. В скором времени здесь же можно будет посмотреть 20-минутный фильм, в создании которого приняли участие известные крупные ученые Алексей Гиппиус, Владимир Седов, недавно ушедший из жизни Евгений Носов...

Опыт № 1

Идея реставрации храма Благовещения намного старше предпроектного 2011 года. В разное время и разным специалистам она представлялась по-своему. Например, архитектор-реставратор Леонид Красноречьев разработал пять вариантов в формах XII и XIV веков. К слову, весьма любопытно было бы мультимедийно взглянуть на эти эскизы. Особенно на версию XII века.

Можно, конечно, от фундамента поднимать версию ввысь, основываясь на архитектурных предпочтениях Мстислава, ведь сын Владимира Мономаха, начавший свое княжение в Новгороде, оставил после себя четыре каменных храма. Еще Михаил Каргер, начавший исследовать городище в 1930 годы, высказывал предположение, что церковь Благовещения была близка к Никольскому собору, а также к Георгиевскому (построен сыном Мстислава Всеволодом). Но в итоге даже восстановление более поздней церкви, разрушенной немецкой артиллерией, не получило научного обоснования.

— Есть довоенные фотографии начала XX века, — рассказывает один из авторов проекта реставрации Виктор ПОПОВ. — К сожалению, только вид снаружи. Какою церковь была внутри? Это не зафиксировано, не делалось и обмеров.

В общих чертах известен вид храма даже конца XVIII века. Но известно и то, что в более ранние века он неоднократно перестраивался.

Из такой данности и происходит свершившаяся инновация. Консервация и реставрация руинированного памятника, как это сделано на городище, — современное решение проблемы сохранения культурного наследия и первый такой опыт в нашей области.

Симеонов дар

В этой «двухрамовой» музеефикации есть нечто исторически справедливое и в некотором смысле примиряющее.

Исследованиями археологов (экспедицию долгие годы возглавлял член-корреспондент РАН Евгений Носов) установлено, что храм XII века был разобран, вероятнее всего, после частичного обрушения, причиной которого стало то, что постройка попала на древний оборонительный ров.

Однако с «заменой» одной церкви другой не всё так просто. Вот какого мнения придерживается член-корреспондент РАН Владимир Седов: «В Новгороде, да и вообще на Северо-Западе Руси была такая традиция — строить храмы на старой основе. Ставить на предыдущий фундамент. И тогда получается, что новое здание как бы подпитывается от предыдущего и формами, и идеологическим звучанием. Здесь все иначе. Конечно, московский князь Симеон Гордый — и вообще великие князья — хотел отметить это место как одно из самых значимых для своей истории, истории рода. Место, куда, по их представлениям, пришел Рюрик, общий прародитель. Они это отлично знали и помнили. Мстислав Великий — тоже не последний человек в династии, да еще и строитель первой каменной церкви на городище. К нему, безусловно, у Симеона была некая апелляция — вот на том же месте мы храм и возобновим. Но по-своему. (Из интервью журналу «В мире науки», № 10, 2016 г.)».

Надо понимать сказанное так, что московский подарок мог быть с большим-большим намеком на будущее.

Нашедшему начало

Подарком Великому Новгороду можно считать и ныне осуществленный на Рюриковом городище крупный реставрационный проект (на средства — около 120 миллионов рублей — правительственного займа по программе Министерства культуры «Сохранение и использование культурного наследия в России»). С какой стороны ни посмотри — сплошные плюсы. Церковь Благовещения спасена от неминуемого разрушения. Появился новый, оригинальный объект показа. Преобразилось само городище.

И будет еще преображаться. По словам заместителя генерального директора НГОМЗ Ольги СОБОЛЕВОЙ, продолжится работа по благоустройству входной зоны в храм-музей, появится изгородь, которая отделит его от кладбища, будет приведен в порядок подъезд, возможно, на причале будет устроено летнее кафе для туристов.

Здесь совершенно не так, как еще лет десять назад. Точка силы, точка сборки русской истории имела вид не самый привлекательный. Руины, пара простеньких старых домов с участками, сельское кладбище и бурьян — как без него? Приезжие недоумевали: «Это отсюда, что ли, всё прямо так и пошло?». Кому-то, напротив, казалось, что в этом что-то есть: мрачный такой романтизм, знаете ли.

Одно неизменно: здесь всё так же ветрено. В прошлом году киношники снимали «Рюриковичей». Городищенский «кондиционер» трепал волосы князя Игоря, причаливавшего на ладье. Что только добавляло сурового историзма сюжету. С возведенными для съемок «древнерусскими постройками» — вопрос. Останутся или нет? Окончательного ответа, как пояснили «НВ» в музее-заповеднике, пока нет.

Перемены к лучшему не происходят сами по себе. В данном случае к ним причастны многие. У проекта — большой авторский коллектив. Но были бы возможны эти творческие замыслы, если бы не многолетняя работа ученых, археологов, позволившая по-иному взглянуть на правобережный холм со стенами храма? Евгений Носов открыл здесь первый город, предшествовавший новому — Новограду.

Нигде это не написано, нет такой таблички, но реставрация храма на городище — это в известном смысле как посвящение Евгению Николаевичу.