В Валдае лыжникам и апрель не помеха
К закрытию лыжного сезона на Валдае, которое Лыжный клуб имени братьев Асафьевых провёл 30 марта, не знаешь, как и относиться. Казалось бы, что такого? Ну закрыли и закрыли, весна же! Но если сейчас, в середине апреля, приехать на лыжную трассу клуба, станет ясно, что никакое это было не закрытие, а просто отвлекающий манёвр! Потому что лыжники там до сих пор катаются. Чего переживать-то? В прошлом году последний раз покататься им довелось 5 мая. И это не рекорд.
Узнав о такой экстремальной снежности, «НВ» отправились в Валдай, чтобы побеседовать с Владимиром ФОМИЧЁВЫМ, заместителем президента Лыжного клуба имени братьев Асафьевых. Разговор получился о проблемах и перспективах развития лыжного спорта на Валдае и о том, с какими вызовами придётся столкнуться клубу, после того как президентский грант, полученный в прошлом году, закончится.
Валдайская аномалия
Если вы подумали, что каким-то странным образом сейчас Валдай утопает в снегу, то это, конечно, не так. На городских улицах снега нет, и пока не доберёшься до леса, поверить в то, что лыжный сезон здесь ещё продолжается, трудно. Как, впрочем, и стоя на лыжне, трудно поверить в то, что совсем рядом, в каком-нибудь полукилометре — весна. Такая аномалия объясняется просто — соседством с Валдайским озером. Покрытое льдом с начала декабря до начала мая, оно дышит холодом, не даёт быстро растаять обильно выпавшим снегам. К тому же лыжню целую зиму укатывают снегоуплотнительной машиной, вот и не берёт её даже апрельское солнце.
Президентом Лыжного клуба является Андрей Перлов, единственный в Новгородской области мастер спорта международного уровня, но за связи с общественностью в клубе отвечает Владимир Фомичёв, поэтому именно с ним мы и гуляем по Затишью, местечку на краю Валдая, где проложена лыжня. В лесу тихо, только снег хрустит под нашими ногами, с пригорка открывается вид на безмолвное, покрытое льдом озеро.
— А ведь вам, наверное, жалко, когда весна приходит? — не могу не поинтересоваться я.
— Ну что вы! Весне лыжники тоже радуются, как все люди, — смеётся Фомичёв. — К тому же Валдай — такое место, что заниматься лыжным спортом можно большую часть года. Мы же начинаем кататься ещё до того, как снег выпадет, по замороженной траве лыжи отлично едут. Ну а летом стараемся находить дороги, где можно прокатиться на лыжероллерах.
Так и получается, что немного отдох-нуть себе лыжники дают только в межсезонье, в распутицу. Ведь как говорили братья Асафьевы, локомотивы лыжного движения на Валдае: «Пока вы отдыхаете, другие люди тренируются. Нельзя об этом забывать».
Земля сельхозназначения
— Я здесь ещё в детстве на лыжах катался, когда тренировался у Ивана Павловича, а затем у Владимира Павловича Асафьевых, — вспоминает Владимир Фомичёв, но от лирики быстро переходит к самому насущному вопросу. — Хорошо здесь. И народу с каждым годом всё больше и больше у нас становится. Единственное, чего мы боимся, что нас когда-нибудь с этой земли выгонят.
Те, кто хоть немного знаком с историей Лыжного клуба, конечно, не удивятся такому повороту разговора. Пять лет назад, когда клуб был только организован, работу свою он начал совсем в другом месте, не в Затишье, а в Крутяках, на улице Гостинопольской. Хоть горы, с которых сейчас катаются лыжники в Затишье, и выглядят внушительно, в сравнение с горами в Крутяках они не идут. Крутяковские — понятное дело, круче, с подъемами до 800 метров.
На той трассе клуб оборудовал вагончики для переодевания, стоянку для машин, за свой счёт оформил геодезию участка. Но потом вагончики сгорели, власть в Валдае сменилась, и представители клуба, по их же словам, почувствовав, что на Гостинопольской они больше не нужны, ушли в Затишье, земля которого находится не в муниципальной, а в областной собственности. В Затишье клуб — уже второй год, о его деятельности знают не только в области, но и далеко за её пределами. Но червячок сомнения: вдруг опять какой-нибудь начальник поменяется и клуб «попросят» и отсюда, сидит в душе.
— Я не хочу ни на кого наговаривать, — поясняет Фомичёв. — Для города это даже хорошо, что у него теперь есть две лыжные трассы, муниципальная в Крутяках и наша, клубная, здесь. С другой стороны, этой зимой на трассе в Крутяках не провели ни одного соревнования, а у нас — множество. И даже школьные соревнования проводились на нашей трассе. Мы видим свою востребованность, и нам было бы спокойнее, если бы эту землю разрешили взять клубу в аренду. Но это — земля сельхозназначения.
До и после гранта
Зима 2018–2019 годов, безусловно, оказалась самой благоприятной для клуба — в прошлом году он получил президентский грант, за счет которого и смог провести множество соревнований, закупить новое оборудование, да в конце концов оплачивать солярку, которую снегоуплотнительный ратрак «съедает» в огромном количестве. А ведь совсем недавно деньги на топливо приходилось собирать буквально всем миром, бросив клич в социальной сети.
Лыжный спорт — вообще удовольствие не из дешевых. Зимой, чтобы обеспечить ратрак достаточным количеством топлива, необходимо примерно 7 тысяч рублей в день.
— Это же наше восьмитонное детище, — любовно поясняет Владимир Фомичёв, — оно кушать хочет.
И не только кушать. Этой зимой две снегоуплотнительные машины сломались, на ремонт каждой понадобится приблизительно 60 тысяч рублей, и эти деньги придётся брать не из гранта.
Летом заботы тоже не кончаются, за трассой надо следить — выкашивать её, подрубать кустарники и ветки деревьев. В Затишье это особенно необходимо, если здесь не косить — с окрестных болот на трассу приползут гадюки, а это опасно, ведь местные жители полюбили гулять там во все сезоны. Другая проблема — борщевик. Его, увы, много, и бороться с ним клубу приходится своими силами.
Тем не менее все усилия окупаются, трасса становится популярна не только среди жителей Валдая. В этом году в Марафоне памяти братьев Асафьевых приняли участие 500 спортсменов из разных городов страны. А могло бы быть гораздо больше.
— Мы были вынуждены прекратить приём заявок на участие в марафоне, потому что побоялись, что не справимся с таким большим количеством народа, — поясняет Владимир Фомичёв. — Лыжники же приезжают с жёнами, с детьми, с друзьями, так что цифру в 500 человек нужно умножить в несколько раз. Но в следующем году, думаю, у нас будет возможность принять всех желающих. В этот раз после марафона в журнале «Лыжный спорт России» вышла хорошая статья о нас, посмотрим, скажется ли это на числе участников следующего марафона.
Благодаря президентскому гранту Лыжный клуб имени братьев Асафьевых в прошлом году закупил новое оборудование для проведения лыжных гонок, аналогов которому в Новгородской области нет. Теперь каждый спортсмен, заявившийся на соревнование, отправляется в путь со специальным чипом, благодаря которому можно сразу же фиксировать результаты. Данные с таких чипов отправляются на мобильный телефон спортсмена, а организаторы теперь могут проследить, не срезал ли лыжник какой-нибудь участок трассы.
Чтобы помнили
Постепенно мы с Владимиром Фомичёвым перемещаемся с лыжни на базу. Это здание бывшего коровника, которое Лыжный клуб взял в аренду у аграрного техникума. Здесь оборудованы туалеты с отоплением, кабинки, где могут переодеться спортсмены, на стене висят фотографии участников клуба и тренеров Асафьевых. Всегда очень неловко задавать увлечённым людям такой прозаический вопрос: а зачем вам всё это надо? Но если не спросишь — и ответа не получишь.
— Меня многие спрашивали, зачем, — признаётся мой собеседник. — Катался бы сам да и катался. А я не хочу так. Мы все в клубе так не хотим. Ведь если бы не наш клуб, братья Асафьевы, тренеры, столько всего сделавшие для развития спорта на Новгородчине, забылись бы как самые обыкновенные, заурядные люди. А мы хотим, чтобы о них помнили, ведь они вложили в нас — своих учеников — себя. Мне недавно жена Владимира Павловича призналась: «Они вас считали своими детьми и иногда даже ради вас забывали о своей семье». Значит, и мы не должны их забывать. Другая причина: нам хочется показать людям из других городов, как красиво у нас на Валдае. В этом году мы хотели провести марафон прямо по Валдайскому озеру, чтобы лыжники могли полюбоваться монастырём, но, к сожалению, толщина льда не позволила. Может быть, в другой раз. Ну и, конечно же, мы все очень любим лыжный спорт.
Владимир ФОМИЧЁВ:
— Я радуюсь тому, что с каждым годом у нас на лыжне всё больше и больше людей, и молодёжи тоже больше становится. У меня самого есть и дети, и внуки, мне хочется молодёжь оттащить от гаджетов. Вот у Ивана Павловича и Владимира Павловича в каждой группе не меньше 30 ребят занималось. Сейчас, конечно, интерес к лыжному спорту у подростков гораздо меньше. Но мы верим, что всё будет меняться в лучшую сторону. В том числе и благодаря нам.