Суббота, 21 декабря 2024

Редакция

Похимичим?

Дело о похищении коня Хлора актёры расследовали вместе со зрителями

Фото: автора

В «Ночь музеев» новгородцы открывали тайны театрального закулисья и вспоминали таблицу Менделеева

Один раз в году музеи по всему миру не закрываются после окончания рабочего дня, а принимают посетителей и ночью. Международная акция не обошла стороной и Великий Новгород. Одним из первых к «Ночи музеев», проходившей в этом году 18 мая, присоединился Государственный музей художественной культуры Новгородской земли — здесь праздник начался уже в пять часов вечера.

Краска, поролон и немного фантазии

Основной темой акции на этот раз был объявлен Год театра, поэтому в музее новгородцев ждала возможность прикоснуться к тайнам закулисья. Основной акцент при составлении программы сделали на мастер-классы, чтобы любой желающий мог почувствовать себя создателем спектакля. Для гостей музея работали пять арт-пространств. На площадке «Бутафория, да и только», например, мастерили пирожные. При этом навыков кондитера не требовалось — сладости, на первый взгляд не отличимые от настоящих, были сделаны из... поролона. Чтобы они выглядели так же заманчиво, как на прилавках в кофейнях, понадобилось всего-то добавить немного краски и фантазии.

За соседними дверями шли другие мастер-классы. В эту ночь можно было успеть попробовать себя в роли гримера, создать куклу, узнать секреты росписи фарфора и нарисовать открытку. А кульминацией вечера стало открытие выставки, которую подготовили молодые новгородцы, участники проекта «Дизайн-платформа». В этот раз они работали вместе с художником Стосом КАРПОВЫМ, чтобы создать общее выставочное пространство, соединив абстрактную живопись и вертикальные инсталляции. Поскольку молодые дизайнеры только начинают свой путь к вершинам мастерства, перед каждым из них стояла задача осмыслить себя как художника и создать некое материальное воплощение своего «творческого хребта». В итоге в зале не оказалось похожих друг на друга работ. Вот вам их названия, чтобы пробудить воображение: «Вихрь жизни», «Чувства — внутри», «Призма выбора». Звучит интригующе. Сами же инсталляции описать очень сложно — их надо видеть!

— Очень приятно сознавать, что благодаря этой выставке появились новые друзья, новые знакомства. Что касается моей работы, скажу так: у каждого в жизни бывает такой момент, когда приходится делать выбор, и часто бывает, что при этом общество давит на человека. Очень важно, чтобы вы понимали, вы — личность и что выбор всегда за вами. Это я и пыталась передать с помощью своей инсталляции, — поделилась участница выставки Алина ЧЕРНЯЕВА.

Сам Стос Карпов сотрудничеством с молодежью тоже остался доволен.

— Качество объектов, которые здесь представлены, достойно всяческих похвал, — отметил он. — Конечно, мы привыкли видеть на выставках более традиционные формы изобразительного искусства и скульптуры. Но тут задействованы другие базы и источники вдохновения. Для меня искусство — это не только творческий акт, но и своего рода магия.

Получилось ли донести эту магию в работах — судить зрителям. От себя скажу лишь, что выставка как минимум вызывает желание задержаться у каждого из экспонатов, раздумывая, какой смысл вложил автор в это буйство красок, переплетение ветвей или сияние огоньков.

Не боги горшки обжигают

В Новгородском музее-заповеднике уже проводили акцию, посвященную театру. Поэтому для нынешней «Ночи музеев» тему выбрали другую.

— «Ночь музеев» в нашем регионе проходит десятый раз, в стране — тринадцатый. Мы посвящаем ее уникальному и не совсем привычному для нас направлению — химии и химическим элементам. Вместе с музейными реставраторами, архитекторами, археологами мы постарались погрузиться в химию музейного процесса. Судить о том, что вышло, предстоит гостям, — отметила генеральный директор Новгородского музея-заповедника Наталья ГРИГОРЬЕВА.

Тему, к слову, выбрали не случайно. В этом году исполняется 150 лет периодической таблице химических элементов Менделеева. Учёный создал ее в марте 1869 года.

Старт химической реакции дал флешмоб: участники вечера запустили в ночное небо яркие воздушные шары. Затем настало время разойтись по музейным площадкам. Впрочем, некоторые остались там, где проходила церемония открытия: у памятника «Тысячелетие России». В эту ночь у новгородцев была возможность пройти через ограду прямо к подножию монумента, а заодно узнать больше о свойствах бронзы и о том, какие химические элементы входят в ее состав.

В главном здании музея посетителей ожидало несколько программ под общим названием «Музейная алхимия». Так, археолог Михаил ПЕТРОВ рассказал, почему химический состав почвы в нашем регионе играет на руку представителям его профессии.

— Кислая среда консервирует металл, поэтому в Новгороде все предметы хорошо сохранились. В залах музея можно увидеть вещи, которые выглядят почти как новые. С одной стороны, это результат реставрации, но многие предметы требовали ее по минимуму: нужно было просто высушить дерево или очистить окись цветных или черных металлов, — пояснил археолог.

Собрать воедино фрагменты произведения искусства — непростая задача!

Есть, однако, предметы, которые в древности встречались повсеместно, но до наших дней в целости не дошли. Речь об изделиях из керамики. Археологам приходится иметь дело в основном с глиняными черепками — их склеивают, реставрируют. А еще специалисты могут определить, из какой глины сделана посуда. Если обломок горшка повторно обжечь, он приобретет свой первоначальный цвет. Вот она, магия огня! Когда серый черепок становится красным, это означает, что сделали его из ожелезненной глины. А вот белый цвет — явный признак того, что глина была неожелезненной. В окрестностях древнего Новгорода такой почти не попадалось. Отсюда вывод: посудину наверняка купили где-то в другом месте и привезли в город.

Узнали современные новгородцы и о том, как в древности создавались краски для икон. Разноцветные порошки показывала гостям художник-реставратор мастерской реставрации темперной живописи Лилия ВАСИЛЬЕВА.

Новгородцы узнали о секретах реставраторов

— Рисунок наносился кисточкой. Черный цвет давали уголь, копоть. Потом шел слой сусального золота, а затем уже икону расписывали. Чтобы получить зеленый цвет, использовали глауконит, для синего брали азурит или лазурит. Их часто путают, но это совершенно разные по составу пигменты. Азурит со временем окисляется и становится зеленоватым, а лазурит веками не меняет цвет. Красные фрагменты писали киноварью. Яркий, насыщенный желтый цвет давал аурипигмент. Он был дорогим, его использовали только в верхних слоях живописи, и то немного, — рассказала Лилия Васильева.

Музей изобразительных искусств в эту ночь представил собственную программу «Химия творчества». Здесь можно было попробовать себя в роли поэта и художника, а еще посмотреть представление — комедийный детектив «Похищение Хлора». Мы не ошиблись, написав это слово с большой буквы: Хлор — имя пропавшего коня.

Добавим, к «Ночи музеев» присоединились и другие учреждения. Так, в новгородском отделении Банка России этот праздник посвятили юбилею бумажных денег, а в Киномузее Валерия Рубцова решили немного напугать гостей и устроили «Ночь ужасов».