Понедельник, 23 декабря 2024

Надежда Маркова

Терпи, сынок!

Боевые действия мая 1942 года воссоздавали более 500 реконструкторов, 30 единиц военной, железнодорожной и авиатехники

Фото: автора

Реконструкция боёв за коридор снабжения Второй Ударной армии в этом году по-настоящему оглушила и испугала

В 2019 году исполняется 77 лет неудачной попытке прорыва блокады Ленинграда — Любанской наступательной операции. Операцию проводил Волховский фронт силами 2-й Ударной, 52-й и 59-й армий, а также 54-й армии Ленинградского фронта. В результате просчётов командования 2-я Ударная армия оказалась в окружении. Но вместе с тем армия отвлекла на себя большое количество немецких войск и не дала возможности противнику усилить давление на блокированный Ленинград.

Подвиг бойцов и командиров 2-й Ударной армии, большая часть которых попала в окружение и погибла в районе Мясного Бора, многие годы сознательно замалчивался. Виной тому, как известно, было предательство генерал-лейтенанта Власова.

Но за этой исторической справкой — сотни тысяч судеб людей, которые любили свою Родину и всеми силами хотели помочь ленинградцам. Показать их подвиг, отделив от истории предательства, — одна из целей военно-исторического фестиваля «Забытый подвиг — Вторая Ударная армия», который в седьмой раз прошел в минувшую субботу в посёлке Тесово-Нетыльский Новгородского района.

Спасая жизни

— Рядовой Павлов Андрей Николаевич, 1920 года рождения. Пулевое ранение предплечья, — медсестра аккуратно заполняет карточку. — Сами идти можете? Хорошо. В перевязочную.

Повязав бойцу бирку, где указана информация о его ранении, девушка, не поднимая глаз, начинает заполнять бумаги на следующего раненого.

— Сестричка, пить, — раздаётся хриплый голос.

— Потерпите, нельзя вам…

Внутри полуразрушенного здания, которое отвели под полковой медпункт, свободного места почти нет. Вот, укрытый шинелью, лежит прооперированный офицер, в правом углу — легко раненные солдаты пытаются заигрывать с молодой медсестрой, делающей перевязку. А напротив идет операция. В тазу лежат окровавленные бинты и извлеченные из бойцов пули и осколки…

Полковой медпункт — одна из самых крупных интерактивных площадок нынешнего фестиваля.

— Если в среднем на полковой медицинский пункт во время Великой Отечественной войны приходилось до 200 человек, то на медпункт 2-й Ударной армии — до двух тысяч, — с нескрываемой дрожью в голосе рассказывает заместитель командира медицинского отделения, участница клуба «Доброволец» Татьяна ИВАНОВА.

Была колоссальная нехватка медперсонала, медикаментов. Иной раз из всей помощи здесь могли лишь налить раненому чай…

Играя страх

Сценарий реконструкции каждый год переписывается: появляются новые эпизоды, задействуется больше техники, людей.

— В этот раз нам хотелось показать трагизм Второй Ударной армии, мирного населения, которое уходило вместе с ней: какой ценой это далось, — говорил перед началом действия руководитель проекта Павел ЖЕЛТОВ. — Поэтому помимо большого медицинского пункта, развернутого на площадке, в этом году мы сделали акцент и на беженцах.

Для десятков пожилых и молодых женщин, детей, среди которых немало и младенцев, домом на какое-то время стали шалаши в лесу… И здесь идёт жизнь: дети, чумазые, оборванные, зачастую в вещах не по размеру, играют в мяч, скрученный из ветоши, женщины хлопочут по хозяйству. Кому-то из них через полчаса удастся выжить во время бомбёжки и эвакуироваться на дрезине, кого-то вывезут в тыл на полуторке, а многие уже никогда не вернутся домой…

В этом году организаторы реконструкции попытались показать и жизнь отступавшего с нашей армией мирного населения

Светлана МЕЛЬНИКОВА, жительница деревни Село-Гора, много лет руководившая местным ДК, уже шестой год пытается спастись сама и спасти своих детей от фашистов, участвуя в фестивале.

— Первый год нас, мирных жителей, было задействовано всего человек шесть. Нашли дома старые вещи, повязали платки, взяли корзины, кульки набили тряпками и пошли, — говорит Светлана Дмитриевна. — Теперь, конечно, мы детальнее подходим к нашим образам: читаем воспоминания очевидцев, изучаем старые фотографии, многие вещи — экспонаты сельских музеев. Да и эпизодов с нашим участием стало намного больше. В этот раз — целых три. Прирастаем мы и детьми: реконструкторы, участвующие в боях, приводят нам своих малышей и деток постарше, да и жители района стали активнее заявляться на участие в нашей «массовке».

Говорит, репетиций никаких не было. Но в каждой группе беженцев есть главный, отвечающий за свою часть в том или ином эпизоде.

Страшно ли им «играть» потерявших почти всё, почти отчаявшихся, но не утративших надежду на спасение людей? Волнение, говорят, всегда присутствует. Да и никогда не угадаешь, в какой стороне прогремит взрыв. А это — всегда страшно, хоть на настоящей сцене военных действий, хоть на импровизированной. А дети честно признаются, что им интересно бегать по полю, пытаясь убежать от пуль… Но как только история оживает, в их глазах появляется неподдельный страх, и всё громче над полем разносится: «Мааама..!».

Светлане Мельниковой в этот раз удастся выжить. Вместе с частью раненых солдат Красной Армии она с семьей эвакуируется на подоспевшей дрезине. «Терпи, сынок», — всю дорогу будет нежно гладить она истекающего кровью солдата, как только дрезина тронется с места.

Огонь, батарея!

Мало кто из нас знает, что такое контузия. Но что-то похожее испытал почти каждый, кто своими глазами наблюдал за происходящим на площадке в Тесово-Нетыльском. Стреляли из винтовок, пулемётов, пушек, зенитная установка била по наземным целям, то и дело гремели взрывы, посыпая зрителей землёй… Как отметили организаторы, благодаря выигранным грантам в этом году удалось увеличить пиротехническую часть. А благодаря нынешней погоде на помощь нашим спешит единственный летающий в России легендарный Ил-2. Для «чёрной смерти», как окрестили советский штурмовик немцы, поле сражений фестиваля «Забытый подвиг» стало первым в новейшей истории, где он снова бомбил фашистов, как и 77 лет назад…

В воссоздании боев мая 1942 года, которые вела Вторая Ударная армия, приняли участие более 500 реконструкторов из России, стран СНГ и дальнего зарубежья, среди них в этом году были и десять конструкторов из Испании.

— Планирование этой поездки потребовало много работы, но наша цель высока — продвинуться в познании истории как России, так и Испании. Для нас большая честь — участвовать в этом фестивале. Приехав сюда, мы приобретем замечательный опыт дружбы и сотрудничества, — делился ожиданиями накануне фестиваля Диего Варгас.

Нынче на фестивале было задействовано 30 единиц военной, железнодорожной и авиатехники. Все желающие могли прокатиться на настоящем узкоколейном поезде, мотодрезинах и познакомиться с работой узкоколейной железной дороги. Это является особенностью фестиваля и позволяет достичь максимальной исторической достоверности. Ведь 77 лет назад на Волховском фронте бои за прорыв блокады Ленинграда велись на точно такой же узкоколейке.

— Нам бы хотелось задействовать экспонаты музея Тесовской УЖД не только в рамках фестиваля, — поделился планами директор музея Алексей ПОМИГУЕВ. — Надеемся, что на 80-летие посёлка Тёсово-Нетыльский, которое отмечается в этом году, у местных жителей появится возможность проехать по историческому маршруту. Кроме того, нами выдвигалась инициатива по возрождению паровозного ретродвижения по направлению Санкт-Петербург — Великий Новгород по аналогии с уже существующим маршрутом Бологое — Осташков.