Понедельник, 23 декабря 2024

Анна Мельникова

Легенда в небе

Мечта команды Бориса Осятинского, чтобы когда-нибудь Ил-2 открыл воздушную часть парада над Красной площадью

Фото: Фархада ЮСУПОВА, Надежды МАРКОВОЙ

Новгородцы смогли увидеть полёт штурмовика Ил-2

Он должен был пролететь в Великом Новгороде во время шествия «Бессмертного полка» 9 Мая. Но небесная канцелярия спутала планы. День Победы штурмовик Ил-2 встретил на параде в Ярославле. Зато в Новгородской области он впервые стал центральным персонажем военно-исторической реконструкции в Тёсово-Нетыльском.

Каждый его полёт — событие, которому предшествует серьёзная подготовка, как-никак машина — не современная копия, а реальная участница воздушных боёв Великой Отечественной войны. Старичок Ил до сих пор способен удивлять.

Родом из боевого 43-го

В прошлый четверг, накануне демонстративного полёта над Великим Новгородом, небо над аэродромом в Кречевицах, где легендарный самолёт получил временную дислокацию, то хмурилось, то улыбалось ярким солнцем.

Олег Алхимов проверяет все системы боевой машины

Эх, как бы погода ещё раз новгородцев не подвела. «Борис Леонидович, Ил точно-точно полетит?» — с этого я и начала разговор с Борисом ОСЯТИНСКИМ, президентом фонда «Крылатая память Победы», одним из организаторов полёта.

— Подняться в небо — не значит долететь до места, где планируем показать самолёт. Но летать сто процентов будем, — постарался успокоить он. — Ил-2 своим ходом в прошлом году до Берлина добрался. Участвовал в международном аэрокосмическом салоне, который, кстати, заканчивался 30 апреля, накануне дня, когда 73 года назад советские воины водрузили над рейхстагом Знамя Победы.

Как признался Борис Леонидович, идея пролететь над Германией на советском военном самолёте граничила с мечтой. Такая же мечта наверняка была у первого экипажа штурмовика: воздушного стрелка Владимира Гумённого и двадцатитрёхлетнего лётчика младшего лейтенанта Валентина Скопинцева. В ноябре 1943 года при выполнении очередной операции в Мурманской области Ил-2 был подбит немецким истребителем. Командир Скопинцев принял решение сажать самолёт на тонкий лёд озера. Пилоты успели выбраться из машины, перед тем как она ушла на дно.

И вот боевой самолёт, пролежавший под водой 69 лет, смог воскреснуть и долететь до Берлина. Сами немцы называли этот штурмовик «чёрной смертью». А наши лётчики и конструкторы говорили о нём как о «летающем танке». Ил-2 был самым массовым самолётом в истории авиации.

Его использовали для уничтожения всевозможных наземных целей: танков, аэродромов, артиллерии. Поскольку скорость штурмовики могли развить невысокую и работали исключительно с малых высот, среди них были большие потери. На операции они отправлялись не самостоятельно, а в сопровождении прикрывавших их истребителей.

— В 2010 году ко мне пришёл сын лётчика Скопинцева генерал-полковник ФСБ Олег Валентинович. Показал лётную книжку своего отца, рассказал, как он вспоминал про потерянный самолёт и оставленные в кабине штурмовика планшетку с документами и сигнальный пистолет. Валентин Михайлович умер в 1993 году. А самого Олега Валентиновича не оставляла мысль о том, чтобы отыскать Ил-2 и таким образом выполнить свой сыновний долг, — сообщил Борис Осятинский. — В июне 2012 года самолёт был поднят поисковиками. Это случилось до того, как Олег Скопинцев погиб. В декабре он разбился на вертолёте, так и не увидев самолёт отца в воздухе.

Если бы не помешали грозовые облака над столицей, то в шествии «Бессмертного полка» в Великом Новгороде участвовали бы дочь, внуки и правнуки Валентина Скопинцева. По сценарию они шли бы вдоль стены кремля с портретами героя, а в это время над ними раздавался рёв мотора Ил-2. Было бы особенно красиво, эмоционально, символично...

«От винта!»

На реставрацию Ил-2, который за характерную форму фюзеляжа получил прозвище «горбатый», ушло почти шесть лет. Его восстановлением занимались мастера предприятия «Авиареставрация» Сибирского научно-исследовательского института авиации (СибНИА) имени Чаплыгина. Пожалуй, только там есть отечественные специалисты, умеющие возвращать боевым историческим самолётам максимально точный облик. Благодаря им Фонд смог отреставрировать 20 летающих машин времён Первой и Второй мировых войн.

«Летающий танк» в небе военно-исторического фестиваля «Забытый подвиг — Вторая Ударная армия»

Ил-2 Скопинцева на 65% состоит из родных деталей. Все элементы, кроме системы навигации и радиостанции в его кабинете, — подлинные. Например, двигатель машины был выпущен в 1944 году.

По словам Бориса Осятинского, в распоряжении пилота нет вспомогательных современных устройств для управления. Вести самолёт физически сложно, необходимо учитывать реактивные моменты. Кстати, им всегда управляет лётчик-испытатель, директор СибНИА Владимир Евгеньевич Барсук. В Кречевицы он приедет на следующий день, когда все системы самолёта будут отлажены, а двигатель проверен.

Любопытно, что для идеального попадания в образ даже орфографическую ошибку на корпусе «горбатого», допущенную в 40-х годах, решили оставить. «Так вот она: «...при не слитой системе дозалить в баки», – показал мне на красные строчки, что рядом с винтом, механик «Авиареставрации» Олег АЛХИМОВ. Своими вопросами я его немного отвлекала от наземной подготовки Ил-2 к полёту.

— Вот знаете, что это такое? — он стучит по обшивке «бойца». — Это фанера 0,8, которая распаривалась, а потом листиками укладывалась. Я машину до каждого болтика знаю.

Олег Николаевич скрывается в кабине. А я остаюсь с борт-радистом Максимом МОРОЗОВЫМ, который в полётах обычно устраивается на место стрелка, и техником Дмитрием ПРОШИНЫМ. К слову, в команде Бориса Осятинского, занимавшейся организацией демонстративного показа Ил-2, было семь человек. Обслуживать его доверяют только своим специалистам.

— У новосибирцев много опыта по восстановлению самолётов. Они этим занимаются с 1996 года, — пояснил Максим. А Дмитрий разоткровенничался больше.

— Теперь мало осталось таких мастеров, которые бы за своё дело болели душой. Приезжаю на заводы, предлагаю обучить молодёжь, как клепать, ещё что-то руками делать. А они: «Сколько я за это получать денег буду?». Чтобы на совесть работать, дело довести до конца, надо и после рабочего дня оставаться, — сказал он. — Этот самолёт — народное достояние, он ни за какие деньги не продаётся.

Чтобы штурмовику взлететь, для разгона требуется 200 метров. Кречевицкая полоса составляет 2,5 километра. На ней относительно недавно скорость набирали потомки «горбатого» — огромные Ил-76МД. Прошин обвёл взглядом открывающиеся просторы и грустно заметил: «Это каким надо быть «специалистом», чтобы завалить такой аэродром».

...Кульминация подготовки Ил-2 завершилась раскручиванием вручную винта, к процессу подключились сразу три человека. Через минуту двигатель завёлся, лопасти винта слились в мерцающий диск, а в воздухе образовался ветер, прижимающий траву к земле. Рокот стоял такой силы, что хотелось зааплодировать мощи военного штурмовика и, конечно, мастерству команды авиареставраторов.

* * *

Постоянную стоянку Ил-2 обрёл в ангаре подмосковного аэродрома в Жуковском. Чтобы максимально сберечь ресурсы «горбатого», в полёты его отправляют не чаще 2–3 раз в год и только по особым случаям. У Бориса Осятинского есть идея, чтобы в стране появилась национальная коллекция военных самолётов: «Для того чтобы сохранить историю, только картинок, фотографий, компьютерных технологий недостаточно. Когда дети видят настоящие самолёты, у них больше понимания, кто и как воевал и почему мы победили».

Демонстративные полёты Ил-2 фонда «Крылатая память Победы» в Новгородской области состоялись при поддержке губернатора Андрея Никитина.