Воскресенье, 24 ноября 2024

Мария Клапатнюк

Шар летит!

Максима Озерцова

Над городом проплыл пятый фестиваль тепловых аэростатов

Что может быть более оригинальным и вместе с тем более естественным, чем в пять часов утра в первый день лета спешить по улицам ещё спящего Новгорода в центр? Всем телом собирать лучи солнца на главной площади города, а потом подняться над этим городом и уплыть навстречу бескрайнему Ильменю на воздушном шаре? Разве что возможность в те же пять утра случайно выйти на балкон с кружкой чая и увидеть, как в солнечной тиши и безмолвии над городом поднимаются восемь ярких аэростатов.

Из-за погоды фестиваль воздухоплавания «Великий Новгород — сердце России» сжался, по сути, до одного дня. Но зато в этот день в программе были и полёты, и кей-граб

В минувшие выходные новгородцы могли выбрать что один, что другой варианты — и это хорошо. А ещё лучше, что несмотря на капризы погоды пятый фестиваль воздухоплавания «Великий Новгород — сердце России» смог состояться. Но… обо всём по порядку.

Про природу и её погоду

В этом году местному воздухоплаванию исполняется десять лет — в 2009 году свои первые полёты над городом осуществили братья Фёдоровы. Столько лет прошло, а воздушный шар, плывущий в небесной синеве, — всё так же остаётся ярким событием для горожан. Фестиваль, на который собираются сразу несколько аэростатов, — тем более ожидаемое действо.

— Нынче к нам приехали команды из Калуги, Дмитрова, Великих Лук, Санкт-Петербурга, программа фестиваля предполагала старты из центра Великого Новгорода, ночное свечение, перелёты через Ильмень, кей-граб, — рассказывает пилот аэростата Марина ФЕДОРОВА. — Но в том-то и сложность, что мы целиком и полностью зависим от погодных условий. Прогноз на ближайшие сутки, в большинстве случаев, точный, и на него можно опереться. Впрочем, Ильмень, что под боком, вполне способен подбросить какие-то локальные тучки с дождиком.

Марина Фёдорова — пилот гражданской авиации. Фото из архива Марины Фёдоровой

О нюансах пилотирования Марина рассуждает со знанием дела. Она третий год носит статус пилота, хотя начинала свой путь в воздухоплавании как член команды сопровождения. Но, будучи женой пилота Александра Фёдорова, скоро и навсегда влюбилась в небо. Хотя, конечно, женщина-пилот — и сегодня явление достаточно редкое. Потому как управлять аэростатом — сложная работа: непростая матчасть, учёба в специальной школе, регулярная серьёзная медкомиссия для подтверждения статуса пилота гражданской авиации.

— Когда нужно организовать такое крупное событие, как фестиваль, в плане погоды остаётся надеяться только на удачу. В этот раз программу пришлось существенно сократить. Вечерние полёты в первый день работы отменились, стартовать мы смогли только следующим ранним утром. И из-за сильного ветра из программы выпал весь третий день. Зато в субботу всё прошло по плану, — уточняет Марина.

Маршрут раннего субботнего полёта на юго-восток от Великого Новгорода пролегал по краю Ильменя и завершился в деревне Наволок — практически в самой углубленной в озеро точке. Всего за утреннюю «прогулку» аэростаты преодолели порядка 28 километров.

Цель вижу, атакую

Подъём в 3–4 часа ночи, утренний старт, перелёт, посадка, посвящение в воздухоплаватели пассажиров-новичков, сборка аэростата — дело для профессионалов привычное. Несколько часов сна днём, и вот вечером, при усилившемся ветре, десять воздушных шаров снова на старте — в деревне Ращеп, курс оттуда нужно взять в самый центр города — на Кремлёвский пляж, для участия в кей-грабе.

Увлекательными являются не только полёты, но и подготовка к ним. Фото Максима Озерцова

Кей-граб, он же «захват цели», он же аэрофутбол, — соревнование, в котором приз получает тот пилот, который сможет провести аэростат максимально близко к заранее известной цели и попадёт в неё маркером. Целью могут быть футбольные ворота, перевёрнутые «вверх дном», а маркерами становятся мячи. На них пилоты указывают свои фамилии и номера аэростатов. Чей мяч окажется в воротах, тот и получает приз. Как будто несложно, но…

На практике игра в аэрофутбол становится одним из самых зрелищных и азартных, а подчас и драматичных событий фестиваля воздушных шаров.

— Нынче в кей-грабе заявилось десять шаров. В прошлом году, когда этот вид соревнований дебютировал на Новгородчине, горожанам, да и нам самим, очень понравилось. В этом году решено было поддержать традицию, — говорит Марина. — Как и в первый раз, ворота мы установили на Кремлёвском пляже, у самой кромки воды. Приз за попадание в цель — 50 тысяч рублей.

Но нынче, к сожалению, куш не достался никому. Да и вообще, только увидев, как сильно разнятся маршруты пилотов, стартовавших примерно из одной точки и имеющих одну цель, начинаешь догадываться, какое это непростое занятие: борьба с воздушными потоками и поиск единственно верного маршрута. Из десяти аэростатов, участвовавших в кей-грабе, далеко не всем удалось пройти по акватории Волхова и более-менее приблизиться к пляжу. Часть шаров, «прогулявшись» поперёк реки, улетела на Ярославово Дворище, другая, наоборот, проплыла над Кремлём, наверняка заработав приятные фотографии на память, но главной цели кей-граба не достигнув. Ближе всех к воротам оказалась наша Марина.

— Мама, шар! Смотри, ещё шар! И ещё! — в восторге вопит пацанёнок, коротающий время на пляжном турнике. Тычет одной рукой в небо и смешно повисает на другой. Растерявшаяся мама, вместо того чтобы «спасать» чадо, достаёт из кармана телефон, чтобы сделать фото.

— Мама, сними меня! — не унимается малыш.

Женщина подхватывает сына и спешно выбирает ракурс для подходящего селфи на фоне приближающихся аэростатов.

Гамлет и его вопрос

При всей кажущейся благополучности новгородские воздухоплаватели регулярно наталкиваются на извечный вопрос: быть или не быть? И попросту не знают, какой же ответ им придётся дать в будущем.

Несмотря на зрелищность полётов, популярность аэростатов у горожан и очевидный туристический потенциал этой сферы развлечений желающих взять монгольфьеров под своё крыло и обеспечить хоть какую-то материальную поддержку всё ещё не находится ни среди меценатов, ни в официальных структурах, отвечающих за досуг и туризм. В то же время любой финансовый кризис ставит и без того уязвимую сферу на грань исчезновения.

— На сегодняшний день мы можем сказать спасибо городской администрации за то, что нам разрешают полёты и иногда берут на себя какие-то организационные моменты. Все финансовые вопросы ложатся исключительно на плечи устроителей. То есть на наши, — невесело улыбается Марина Фёдорова. — А это, поверьте, очень непросто. Несколько отменённых полётов, и бюджет всего фестиваля может уйти в минус. При этом мы не хотим сдаваться и мечтаем о том, чтобы воздухоплавание на Новгородчине развивалось, чтобы полку пилотов прибывало. Но добиться этого не так просто. Новый аэростат стоит от одного миллиона рублей, более 200 тысяч рублей необходимо на обучение лётному мастерству. В общем, далеко не бескорыстное стремление в небеса.

Именно по этой причине фестивали воздухоплавания пока не могут похвастаться регулярностью или особенно громким статусом. И всё же пилоты Фёдоровы раз за разом берутся за дело — то ли благодаря собственному оптимизму и вере в будущее, то ли от любви к небу и тишине, звенящей в нём всякий раз, когда замолкает горелка аэростата.

А потому в любое время года, в тихий, ясный день невзначай поднявший в небо глаза горожанин довольно замечает: «Шар летит!».

Хочется, чтоб так было и дальше…