Среда, 20 ноября 2024

Анна Мельникова

«Сахарная» рыбка

Проект по выращиванию рыбы в нагульных садках на озере Сахарное стал первым в Любытинском районе

Фото: автора

Как озеро подсказало идею для стартапа

Казалось бы, Любытинский район, где имеется множество озёр, давно мог бы стать территорией для развития рыбоводства. Но предприниматели, заинтересованные в любытинском рыбохозяйственном потенциале, готовые его использовать, даже на горизонте не появлялись. Два года назад районная администрация сама стала искать инвестора, который вложился бы в производство товарной рыбы. И нашла она его в тридцати километрах от районного центра: в деревне Зубово, у озера Сахарное. На предложение чиновников откликнулся пенсионер, в прошлом бизнесмен из Санкт-Петербурга, Алексей БОГОМОЛОВ.

Для Алексея Богомолова самое важное — найти баланс между природой и экономической выгодой

В тестовом режиме

Зубово — маленькая, уютная деревенька, но чтобы добраться до неё, автомобилисту следует запастись терпением. В настоящее время на самом крутом отрезке дороги, что ведёт к ней, идёт капитальный ремонт полотна. В июне 2017 года из-за напора ливней оно было серьёзно разрушено. Согласно контракту строители должны привести этот участок трассы — 3,5 километра — в полное соответствие с дорожным стандартом до апреля следующего года.

И всё же чтобы оказаться в самом живописном месте района, стоило преодолеть трудности грунтовки, песчаную пыль, поднимаемую самосвалами, и сомнение: а жизнеспособен ли вообще проект по выращиванию форели и осетра, если его затевать в лесных массивах? Известно, что бизнес, связанный с производством живого товара, подвержен большему риску.

— Для администрации района это будет хороший опыт. Рыбоводство на нашей территории не освоено, — рассказал сопровождавший меня в поездке начальник районного отдела экономики, потребительского рынка и сельского хозяйства Андрей КОРНЯ. — В районе есть около десяти озёр, пригодных для ведения рыбоводства, правда, в отличие от Сахарного они расположены в отдалении от населённых пунктов. Думаем, у Алексея Васильевича всё получится, поскольку у него есть нацеленность на результат. Он не исключает такой вариант: не просто разводить рыбу и реализовывать её, но и обустроить туристическую зону для рыбалки. Его крестьянско-фермерское хозяйство было поддержано грантом в размере 188 тысяч рублей по муниципальной программе как начинающее предприятие.

Ещё издали можно было разглядеть на середине озера рукотворные конструкции — два понтона для садков. Не пройдёт и получаса, как нам подробно раскроют всю технологию обустройства рыбофермы.

— Я для вас проведу что-то вроде факультатива, — радушно и бодро встретил нас Алексей Богомолов. — Зубово — местечко великолепное, но оно вымирает. Там вот живёт Игорёша, которому шестьдесят лет, а там — бабушка восьмидесяти лет. Приезжают дачники из Москвы и Санкт-Петербурга. А я хочу дать деревне какой-то жизненный импульс.

К слову, Алексею Васильевичу, по его же выражению, — ближе к семидесяти. Но крепко сложенного мужчину как-то неловко было назвать пенсионером.

Богомолову участок у Сахарного достался в наследство от тёщи. Более тридцати лет он вместе с супругой приезжал сюда как дачник. Святое дело — рыбалка на удочку, а ещё виндсёрфинг: благодаря рельефу над озером образуются такие сильные воздушные потоки, что можно кататься на доске под парусом. Алексей Васильевич до сих пор предпочитает такой активный вид спорта и отдыха. Возможно, из-за осторожности или чтобы не сглазить свой рыбоводческий проект, он пока тоже относит его к категории «развлечение». Между тем на одном Богомолове держатся и доставка, и производство, и бухгалтерия. Супруга его продолжает свой мебельный бизнес в Северной столице.

— Я теперь — человек свободный от обязательств перед государством, — сказал он. — Чтобы заняться воплощением своей идеи, я выписался из квартиры в Санкт-Петербурге, зарегистрировал КФХ в районе. В августе прошлого года через Северо-Западное управление Федерального агентства по рыбоводству выиграл аукцион на аренду озера на десять лет. Чтобы начинать любое дело, его надо опробовать в тестовом режиме. Сейчас у меня именно такой этап. И кроме того, к разведению аквакультуры надо подходить с научной точки зрения.

Без труда не выловишь и рыбку

Не тратя время, он пригласил нас прокатиться до самодельных понтонов, чтобы мы увидели самый зрелищный момент процесса выращивания рыбы — кормление. Для его показа гостям Алексей Васильевич перенёс приём пищи у форели на более поздний час.

Хозяин установил на лодку электрический мотор, и мы тихо поплыли. Солнечная погода и спокойная гладь воды были нам в помощь.

— Алексей Васильевич, может, это всё-таки авантюра? — спросила я его, рассчитывая на откровенность.

— Это было бы авантюрой, если бы я не знал, на кого мне положиться. У меня есть сын, подрастают внуки, — ответил он. — Моё сельхозпредприятие действует, я плачу налоги, хотя ничего ещё не заработал. Вложил уже миллион рублей, но я мог себе позволить это сделать. По бизнес-плану в ноль уйду через два года. Я — человек активный, деятельный. Тридцать лет я занимаюсь предпринимательством, последний мой бизнес был связан со строительством. Теперь мне интересно рыбоводство. Только вчера привёз партию осетров с Конаковского завода, что находится в Тверской области.

Сахарное — озеро компактное, площадь его примерно 16 гектаров. Самая большая глубина — 9 метров, там Богомолов и расположил садки. В одном — карпы, в другом — форель, в третьем — недавно прибывшие тверские осетры. Поскольку им нужно было акклиматизироваться, Алексей Васильевич сообщил: «Они на карантине».

Кормит рыбу Богомолов импортным кормом, а вот отечественный, по его словам, — некачественный. К рыбоводству он подошёл основательно. Понимая, что в его внедорожник не поместится ёмкость для перевозки рыбы, сменил BMW Х5 на Lada Largus. Нисколько не жалеет и уверен, что машины российского автопрома больше всего подходят для такого вида бизнеса.

— Я во всяких встречах, форумах принимал участие, инстанции, если надо было, проходил. Но старт делу был дан, когда я однажды в Доме книги в Санкт-Петербурге купил учебник для студентов «Озёрное товарное производство», — наш разговор продолжился в доме Богомолова (пособие это, кстати, у него всегда под рукой). — Есть в книге неточности, но это выяснилось уже на практике. У меня был шок, когда при переселении карпиков в садок из их партии в тысячу штук погибло сразу двадцать. Как надо правильно разводить рыбу, советовался со специалистами демянских предприятий по рыборазведению, которых знаю много лет — ещё со времён, когда я работал в обкоме профсоюза.

Карпов по весне считают

Вопрос о том, сколько тонн рыбы в год Богомолов собирается выращивать — открытый. Алексей Васильевич пояснил: свой проект он отправил в Новгородское отделение государственного научно-исследовательского института озёрного и речного рыбного хозяйства имени Берга. Ждёт от учёных заключения, сколько нагульной рыбы сможет выдержать озеро без ущерба для себя. Ведь для Богомолова главное не количество выращенной рыбы, а сохранение среды обитания.

Вообще экологический нюанс в его проекте — далеко не второстепенный. Рядом с Зубовом имеется песчано-валунное месторождение, грузовики с него и на него снуют в нескольких метрах от Сахарного. Алексей Васильевич вычислил: если ветер дует с юго-востока, то песок с дороги сдувается в озеро. Чтобы обезопасить его от негативного антропогенного воздействия, высадил в виде живой изгороди 30 елей. Вроде все прижились.

«Ну а если чужаки приедут на озеро. Пустите?» — спрашиваем. «Проход к озеру перекрывать никто не собирается», — заверил Богомолов.

Предприниматель рассчитывает, что спрос на форель и осетра будет у жителей района. Реализовывать рыбу он собирается по принципу существующего в районе молочного маршрута, когда потребителям молоко точно доставляется под заказ. В этом случае и осетрина всегда будет первой свежести. Но Алексея Васильевича больше беспокоит не то, как он наладит торговлю, а удастся ли его эксперимент по содержанию карпов зимой. Конечный результат станет понятен весной. И зависеть он будет от самых неожиданных условий: например, даже от того, как поведут себя здешние бобры.

— Прошлым летом я заметил, что вода в озере сильно поднялась. Причину понял в феврале, когда увидел на речке, которая связана с Сахарным, четыре основательные плотины бобров. Разбирал их голыми руками. Через некоторое время вернулся и обнаружил, что одну они всё-таки восстановили. Рядом с плотиной была их хатка. Думал, надо с ними бороться — охотников срочно вызывать для отстрела. А потом решил: раз природа разрешила их присутствие, следовательно, так тому и быть.