Пятница, 22 ноября 2024

Василий Дубовский

Хорошо в Сомёнке летом,

«У нас не заскучаешь. Не дадим!». Николай Румянцев и Елена Александрова.

Фото: Василия ДУБОВСКОГО

аж на рыбалку некогда сходить

Деревне Сомёнка, что в Крестецком районе, название само в руки приплыло. Рядом — озеро Большое Сомёнское. Вроде и речка, вытекающая из него, в старину имела то же рыбное имя, под которым упомянута в летописи 1550 года. 

С сомами нынче тут напряг. Не ловят таких. Может, и были да сплыли. Легенда. Есть, правда, и другие. Например, про кузнецов Сомовых. Дескать, это от них деревня пошла. Выковали себе имя в веках. Молодцом. 

А вот раки в озере пока есть, чем Сомёнка многих и притягивает. Поэтому километр от деревни до озера не кажется лишним местным жителям. Лично я ехал к ним, а не к ракам. 

Хотелось попасть на большой и весёлый праздник — слышал, что там это умеют. И юбилейный же год. Но как-то пандемически не сложилось. Так что теперь? Поехал просто так. И попал... на пироги. 

— Люди килограммчиком обходятся, а я все десять пеку.

Елена АЛЕКСАНДРОВА, художественный руководитель местного дома культуры, с утра хлопочет у плиты:

— Роднёй меня Господь не обидел.

Повод, чтобы собраться, не из весёлых — поминки. Но что делать, не только свадьбы нам играть. Кстати, свадьба вскоре тоже ожидалась — у двоюродной сестры. Золотая! А у племянницы на днях — личный юбилей. И это — мужняя забота. Пока жена печёт, Александр у себя в мастерской пилит да строгает. Сюрприз — кровать ручной работы. Можно уже об этом говорить: когда выйдет этот номер газеты, подарок уже будет сделан. 

И как-то быстро у них всё получается. А в деревне, говорят, иначе и нельзя. Больше жизни! 

Сомёнка, она такая — живая очень. Потому что — люди. Как-никак только коренных — под 100 человек. А с дачниками — ещё интереснее. Не чужие люди, тоже влились в коллектив. Взять хотя бы Волошиных. Точно — два брата-акробата. Реально могут показать акробатические номера, если в деревне мероприятие какое общественное. 

Кто споёт, кто сыграет. Не перевелись ещё в Сомёнке гармонисты. Вот же он — дядя Коля на скамеечке у дома. И инструмент при нём. А не сыграете ли? «Деревенька моя», — это я как номер объявил после начала выступления. «Она самая», — улыбается Николай Сергеевич. Румянцев его фамилия. Русская такая. И лицо. 

В клубе есть небольшая краеведчески-этнографическая экспозиция, так вот туда затесался инструмент довольно диковинный, по всему видать, что не нашенский. Оказалось, что австрийский аккордеон. Андрей Ильич Кириллов вернулся с ним с войны. Легендарный был человек для Сомёнки. Славен тем, что воевал, а в мирное время колхоз крепкий создал. Застал Андрей Ильич и другие времена, когда рушилось то, что он всю жизнь свою строил. Возьмёт, бывало, он австрийскую эту музыку, растянет меха. И потекут мелодия и слеза. Сильно переживал... 

Что-то уходит, но что-то всё же и нового появляется. Взять хотя бы новую детскую площадку — это по программе поддержки местных инициатив. Любимое место теперь у детворы. 

Вообще, по благоустройству немало сделано. Кто здесь не живёт, тот не всегда оценит. Почём ему знать, что вот там были буйные заросли, а там, как бы это сказать аккуратнее, не вполне прибрано. 

К слову, обратить придирчивый взгляд на свой населённый пункт побудил волонтёрский опыт борьбы за здоровую экологию озера Сомёнка. Это был проект под эгидой «Единой России». Одного только мусора было убрано — несколько тракторных тележек. К сожалению, как выяснилось, иным отдыхающим из приезжих (на озеро даже из столиц едут!) чистый берег нравится меньше предыдущего. Волонтёр им не указчик и не воспитатель. Видимо, хотят иметь дело с кем-нибудь пожёстче. 

Что ещё? Как-то бросается в глаза местная достопримечательность — двухэтажный деревянный дом Федоровых, построенный в XIX веке. Стоит себе сирота сиротой. Лучший дом был до революции, самая зажиточная семья в нём жила. Фёдор Григорьевич держал съестную лавку. Ещё товар сбывал в Петербурге, что мастерицы сомёнские «строчили». И врачевать умел. Потом раскулачили, как водится. Так вот, вроде как наследники Фёдорова приезжали в Сомёнку, интересовались фамильным гнездом. 

https://novvedomosti.ru/images/photos/57-564-82.jpg
Местная достопримечательность — дом Фёдорова. Фото Василия ДУБОВСКОГО 

И в библиотеке местной — вполне себе устойчивый интерес к традиции. Уж точно не к фантастике. Шутят, что её и в повседневности — более чем. Философски добавляют, что на фоне коронавируса народ вспомнил-таки о душе.

Шукшина вот охотно берут. Почитал — так будто соседей повидал, прогулялся по своей деревенской улице. Приятно же, что Василий Макарович про Сомёнку-то пишет. 

Улиц в деревне — аж восемь. И Молодёжная есть, и Ветеранская. Всё как положено. Да, на День деревни каждая усаживается за свой стол. Песни, конкурсы, цветы, угощения. 

— У нас не заскучаешь, — подытоживает мой проводник по Сомёнке Елена Александрова. — Не дадим! Жалко, конечно, что зараза эта коронавирусная подножки ставит. Ну да, можно и нужно работать дистанционно. Но это же... как если я вас пирогами начну угощать в режиме онлайн. А мы хотим общаться. Ра-бо-тать! Надо вот костюмы шить детишкам, которые ходят к нам в кружки. Так они же из них вырасти могут, прежде чем наденут! 

Как бы то ни было, Елена Алексеевна очень надеется, что другие ожидаемые праздники удастся отметить от души. Фестиваль «Калинки» — фольклорный коллектив, здешняя гордость. И вот ещё достойный юбилей — 30-летие семейного клуба «Улей». Так получилось, что это ещё и юбилей семьи Александровых. Именно «Улей» и соединил Елену и Александра. Кто там пишет в сомёнковский «самиздат» — «Пчелиный вестник»? Не забудьте отразить. 

А хороши были пироги в доме у Александровых. И чаёк из разнотравья. Так будет и на будущий год. И варенья, и соленья. Чуток бы теплу подержаться, а то огурцы в огороде как-то ленятся. В остальном всё хорошо. Только успевай поворачиваться. Хорошо, когда в руках всё горит. И если ты ещё при этом мурлычешь что-то себе под нос — значит, живёшь припеваючи...

Теги: Новгородская область , Крестецкий район, Сомёнка