Понедельник, 23 декабря 2024

Василий Дубовский

Под стук колёс

В «Поезде Победы» более ста пассажиров-скульптур, созданных группой художников из «Невского баталиста».

Фото: novreg.ru

На три дня Старая Русса стала прифронтовой станцией

«Не имеют стоп-кранов года.

Лишь работает память, как рация.

Время гонит свои поезда.

Где вы, те, обожжённые станции?».

Николай ДОРИЗО, «Военные поезда»

Сколько бойцов уехало не фронт под стук колёс. Сколько было вывезено раненых. Сколько отправлено эшелонов с боеприпасами и техникой.

Для сражающейся армии железная дорога — как артерия. Но она не только помогала воевать. Она воевала сама. К концу Великой Отечественной на вооружении у нашей армии состояло более 140 бронепоездов. А сейчас, в XXI веке, мы знаем, существуют железнодорожные ракетные комплексы.

Поезд — это символ. Жизни и времени. Колёса — его пульс. Но усадить туда военную историю... Заставить наши сердца биться чаще... Это всё-таки была Идея!

Пройдя через 45 российских городов, 10 июля в Старой Руссе остановился «Поезд Победы». Это — уникальный проект, созданный творческой мастерской «Невский баталист» совместно с медиагруппой «Красный квадрат» при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, ОАО «Российские железные дороги» и общественной организации «Волонтёры Победы». Современная техническая начинка — видеостены, видеопроекторы, сенсорные столы — ненавязчиво помогает погружению во время.

А время — это люди. Вот эти более ста пассажиров-скульптур, созданных группой художников из «Невского баталиста» во главе с Дмитрием Поштаренко. И среди них — защитников Брестской крепости, военнопленных, раненых, убитых, мальчиков безусых, едущих на войну, медсестёр, учёных, советских военачальников — мы. Из другой страны. С другими мыслями. Оглянешься в конце вагона — какой-то сюрреализм. Одни едут, а другие будто ищут свой вагон. Люди в масках с телефончиками в руках.

У нас в ушах — рассказ виртуального гида Лиды. От первого лица — простой девушки. У неё был настоящий прототип — Елена Чухнюк, машинист паровозной колонны, водившая эшелоны с боеприпасами для фронта. И вместе с Лидой-Леной мы шаг за шагом вживаемся в это чужое наше время.

Наверное, мы больше узнаём глазами. И больше запоминаем боль. Заговоришь с «прошедшими войну» и спустившимися на перрон — чаще всего вспоминают тему концлагеря. Несчастные в полосатых робах, допрос советского пленного...

— Они — как настоящие, — говорит Наталья МАРТЫНОВА. — Мы пришли и ушли, а они пережили весь этот ужас.

— Очень реалистично, — вступает в разговор её муж Алексей. — Мы под впечатлением. Я даже не ожидал: казалось бы, рос в этой теме. Ещё застал время, когда ружья противотанковые в лесу валялись.

— Помню, как в деревне к бабушкиному дому тянули водопровод, — продолжает Наталья, — так гранаты вырыли.

Елена ЗУБКОВА:

— Всё очень атмосферно. До дрожи. В каждом вагоне есть что-то запоминающееся. У меня же стоит перед глазами картинка начала войны: семья с детьми, которая вдруг видит летящий самолёт. С воем он летит прямо в их счастливую мирную жизнь.

Для меня самого первой эмоциональной точкой поезда стал вагон с Брестской крепостью. Ребёнком побывал там на экскурсии. А ещё повезло — выиграл в уличной книжной лотерее пару военных книжек, которые были честно потом прочитаны. И оттуда, из детства, где были Брест и Хатынь, железное убеждение, на чьей стороне правда.

— В моё время тоже и в голову не пришло бы, что войну выиграли американцы, — это Андрей ГАЛКИН, железнодорожник, директор дирекции пассажирских обустройств. — Никто бы и не посмел сказать. Плохо, что история в школе ужата. Конечно, сейчас не 1990-е и даже не «нулевые», но с детьми надо работать. Они — наше свободное будущее.

А сейчас смеют. В своей стране равняют гитлеризм со сталинизмом. Приведи такого в банно-прачечный вагон «Поезда Победы», где есть куклы-немцы во главе с куклой Паулюсом — фельдмаршалом, пленённым под Сталинградом. Этих у нас отмывали, а нацисты превращали людей в мыло. Что скажешь, родной, пропаганда? Или, может, мы всё-таки как-то иначе устроены?

— Было очень волнительно, иногда даже до слёз, — сказала о своём участии в проекте Настя ИВАНОВА, волонтёр из Старой Руссы. — Мы с друзьями здесь потому, что хотим сделать что-то хорошее для своего города. Для нас это возможность сказать спасибо тому поколению, благодаря которому у нас в стране — мир.

Простые вроде слова. Главное — ненаигранные, незаученные. Веришь глазам, веришь голосу.

Самые честные эмоции — у самых младших. Девочка — может, первый класс, может, второй. Категорически отказалась фотографироваться с теми, кто в поезде. Не потому, что они — ненастоящие. Как раз всё наоборот: «Они совсем как живые!». Арише там было страшновато. Но вот она уже улыбается. Здесь, на залитом солнцем перроне, всё хорошо. Хорошо, что у нас есть такое время.

Там, в поезде, оно было спрессовано. Как и темы, и образы войны. Чтобы создать у посетителя объёмное впечатление. За какие-то полчаса — четыре минуты на вагон. Но когда выходишь, кажется, что ты ехал долго.

За три дня с передвижной выставкой в Старой Руссе ознакомились более 3 тысяч человек. При желании его всегда можно «догнать» — побывать в нём виртуально на сайте проекта. Удобное у нас время. Хотя именно поэтому иногда надо выходить из зоны комфорта.

Вспомним ещё пару строк из стихотворения Доризо:

«Можно жить не минуту — года,

Только б крепче схватиться за поручни».

Александр РОЗБАУМ, глава Старорусского района:

— Старая Русса, находясь и на московском, и на ленинградском направлениях, имела стратегическое значение. 550 тысяч павших, город, сожжённый дотла. Он, конечно, заслужил это звание — города Воинской славы. И вот эту остановку «Поезда Победы». Это было справедливо. Очень важно для всех живущих ныне видеть, чувствовать и тяжелейшие испытания 1941–1945 годов, и победный марш Красной Армии по нашей земле и Европе. Особенно — для молодых. Чтобы ничего подобного не повторилось.