Понедельник, 23 декабря 2024

Василий Дубовский

Мне сверху видно всё

Виктор Николаевич считает, что у него — лучшая в мире профессия.

Фото: из личного архива Виктора КУЦА

Полвека в небе лётнаба Виктора КУЦА

Недавно, в июле, авиалесоохране исполнилось 90 лет. А единственный в нашей области лётчик-наблюдатель работает «лесохранителем» уже 47 лет.

Лётнаб — не пилот. Скорее уж его можно назвать штурманом. Ведь его дело — маршрут. Он его определяет и, собственно, наблюдает. Не потянет ли снизу дымком?

В ясную погоду пространство обзора по обе стороны от самолёта составляет более 60 километров. Так что один рейс из Великого Новгорода к границе области и обратно позволяет просмотреть большую часть лесных массивов.

Всего в регионе используется пять видов мониторинга. Космический — информация поступает со спутника. Видеонаблюдение — на вышках в постоянном режиме функционируют 38 камер. Специалисты лесного хозяйства совершают традиционные обходы-объезды подконтрольной территории. Между прочим, общая протяжённость этих маршрутов составляет около 30 тысяч километров. Почти кругосветка! Иногда применяются квадрокоптеры.

— Но самый эффективный способ — всё-таки авиация, — говорит Виктор КУЦ. — Я не потому так думаю, что сам к ней принадлежу. Около 60% пожаров выявляется во время облётов.

Так было, например, в мае, когда случилось ЧП в деревне Перелучи Боровичского района — огонь уничтожил много домов. Менее известно, что в тот же день было возгорание на территории Перелучского участкового лесничества.

— Я обнаружил очаг, когда пожар охватил площадь около трёх гектаров, — вспоминает Виктор Николаевич. — Но, как и в населённом пункте, огонь распространялся очень быстро из-за сильного ветра. И хотя к тушению были привлечены силы из нескольких районов, пострадало около 90 гектаров.

Окончательно пожар был ликвидирован лишь на следующий день. В таких случаях говорят: могло быть и хуже. Уже потому, что огонь направлялся в сторону деревни Левашово. Вы только представьте, что могло быть, если руководствоваться тем странным соображением, что тушить лесные пожары экономически невыгодно. Этой фразой прославился один сибирский губернатор.

Перелучский лес — это больше половины лесных площадей нашего региона, пострадавших от пожаров в этом году. Сказать точнее: в течение пожароопасного периода. В среднем он составляет около 150 дней.

Понятно, что нынешнее лето — аномальное. И показатели выбиваются из ряда. Если на протяжении предыдущих пяти лет регистрировалось в среднем около 21 пожара в год, то теперь — уже 32. А год не завершён.

Авиация — один из эффективных способов обнаружения пожаров. Фото из личного архива Виктора КУЦА

По принятой классификации существует пять классов пожароопасности. Так вот ныне было вдвое больше дней, отнесённых к 3–5 классам.

В июне авиамониторинг применялся почти ежедневно. В ГОКУ «Центр лесного хозяйства и региональное диспетчерское управление» досрочно использовали лимит. Проблема в том, что финансирование определяется не оперативно, а из расчёта среднегодовых показателей. Допустим, 2017 год был дождливым. Авиалесоохрана налетала лишь половину своих часов. Вторую половину федеральных средств пришлось вернуть обратно.

Есть ещё один административный параграф, с которым старейший специалист области никак не может согласиться. По мнению Виктора Николаевича, совершенно напрасно в конце 1990-х годов лесоохрану перевели с федерального уровня на региональный. Лётнаб Куц убеждён, что раньше или позже государство отыграет реформу обратно.

Но есть и перемены к лучшему:

— В последние годы немало сделано по техническому оснащению лесопожарных станций Новгородской области, — признаёт Виктор Николаевич. — И если обратиться к статистике, то разница между 1990 годами, а также началом 2000-х и теперешним временем очень заметная.

А статистика такая. Бывало, тысячи гектаров леса выгорали. 1999 год — 748 пожаров за сезон. 2002-й — 823! После 2008 года — 236 пожаров — неприятный показатель измеряется гораздо меньшими цифрами.

Конечно, это — результат профилактической работы. В том числе с населением. Что ни говори, а главная причина возгораний — человек. Природный фактор, например, молния, редко бывает в виновниках. Техногенный... Представьте, бывают пожары от железной дороги. Но ведь паровозы, вроде, не ходят. А вот брошенный на траву окурок вполне может показать огню дорогу в лес.

В общем, как и прежде, лесоохране требуется: от населения — понимания, от погоды — дождичка, и чтобы самолет летал. Мне вот почему повезло встретиться с Виктором Николаевичем, так сказать, по первому желанию? Приземлился лётнаб, надо было подождать, решится ли вопрос с дополнительным финансированием. Решился! Звоню нашему авиалесохранителю, а он спешит поделиться хорошей новостью:

— Есть ещё более 60 часов лёта. Так что я опять на крыле!

В этом весь Куц. Неспроста же он рассказывает про свою работу стихами. Даже гимн авиалесоохраны сочинил:

«Мы, наверное, призваны лесом

Или небом в полуденный зной,

Ведь не знаем мы лучше профессии,

Чем воздушный пожарный лесной».

И это только припев.

Теги: Новгородская область, авиалесоохрана, авиация, пожары