В новгородском «Кванториуме» прошли областные соревнования по робототехнике
После ковидных ограничений огромное количество детей, собравшихся в минувшие выходные в новгородском «Кванториуме», видеть было непривычно.
И всё же атмосфера суетливости школьников, держащих в руках самодельные машинки-роботы, вызывала приятные эмоции. В Великом Новгороде после двухлетнего перерыва состоялись областные соревнования по робототехнике «РобоДебют-22».
За пределы ринга
Согласно номинациям пространство «Кванториума» организаторы поделили на шесть площадок. Пожалуй, те, где развернулись «механическое сумо» и «интеллектуальное сумо», оказались самыми зрелищными. Смысл состязаний заключался в том, чтобы один робот вытолкнул с ринга другого. Только для «механического сумо» юные конструкторы в возрасте до 10 лет должны были собрать машинки, которые бы ехали на противника и при этом сами бы не развалились. А в «интеллектуальном» — более продвинутой версии — роботам требовалось придумать ещё и программную начинку, чтобы механизмы по датчикам нашли друг друга и устроили борьбу. Это задание выполняли школьники постарше.
— Нужно, чтобы робот не упал и имел хороший перевес. Мы с Мишкой свою машину быстро собрали. С соперниками не общаемся, но их идеи подсматриваем, — признался второклассник Андрюша и задал мне со знанием дела вопрос: — Как вы думаете, что сильнее — трактор или легковая машина?
Я поддаюсь: «Конечно, легковушка».
— А вот и неправильно, — вступил в диалог его друг Миша. Мальчики нисколько не сомневались в своей победе. — Важно рассчитать вес. Если робот будет больше килограмма, жюри его до ринга не допустит.
Действует строгий регламент, пояснили они. Обрисовывая детали соревнования, дети рассказали, что хотят в будущем стать инженерами и программистами. А Андрюша добавил, что мечтает сделать такое оружие, чтобы люди навсегда перестали воевать.
Первые роботы
За подготовкой ребят — а перед выступлением они испытывали свою модель на колёсиках в спарринге с деревянной коробкой — наблюдал педагог, руководитель кружка по робототехнике «Робосфера» при 31-й школе Андрей Григорьевич ВАСИЛЬЕВ. Кроме Миши и Андрюши, он привёл ещё троих своих воспитанников.
— С первого занятия дети начинают любить робототехнику. Она развивает творческое мышление. Бывает, что ребёнок предлагает такое решение, которое я сам могу и не заметить, хотя оно вроде бы лежит на поверхности. Стараемся экспериментировать, — улыбнулся преподаватель. — В прошлом я работал инженером в «Транснефти». И какие-то общие принципы работы автоматики крупного производства можно продемонстрировать детям на конструкторе.
На своих занятиях Андрей Григорьевич использует «Лего». Объяснил, что выбор пал на этот конструктор, поскольку он получил широкое распространение и к нему можно найти больше образовательных программ, чем к отечественным аналогам. Но и российские наборы, по его словам, тоже замечательные, но на них лучше перейти тем, кто в робототехнике уже не новичок.
«РобоДебют» позиционирует себя как мероприятие, где школьники могут показать свои первые достижения в робототехнике.
В конце года «Кванториум», как правило, проводит ещё одни соревнования, где участвуют дети и подростки уже с опытом технического моделирования. И, по наблюдениям заведующего отделом технического направления новгородского «Кванториума» Антона ЗЕЛЕНОВА, это одни и те же участники:
— Робототехнические соревнования — одни из самых популярных среди новгородских школьников. В этих участвуют более 100 юных робототехников. На них приехали дети из Боровичей, Мошенского, Батецкого, Старой Руссы, Марёва, Малой Вишеры, Окуловки, Демянского района. Для нас важно, что и педагоги из разных муниципальных образований области на нашей базе могут обменяться своими наработками, контактами. Для соревнований формируются и команды «Кванториума». Но это абсолютно не гарантирует, что они займут места победителей и призёров. Бывает, что становятся лучшими школьники, которые у нас выступают впервые, но с высоким уровнем мотивации.
Больше соревнований, выше мотивация
Как отмечают организаторы, ставить цель в проекте и добиваться её — это тоже своеобразный показатель готовности детей к взрослой жизни. Робот — не просто игрушка, его создание стимулирует моторику рук, учит критически мыслить.
— В номинации «Лабиринт» участвует моя команда из Лычковской школы, которая занимается в мобильном «Кванториуме», — сообщил педагог дополнительного образования Дмитрий ВАСИЛЬЕВ. — Приятно видеть, когда мои воспитанники следуют не по инструкции, а привносят свои идеи, спорят, думают головой.
Что хорошо в робототехнике, за что она нравится детям, так это то, что сразу можно увидеть результат затраченных трудов. Не поехала машинка или ещё на старте упёрлась в стену лабиринта — вот и неверное решение. Ребёнок от расстройства сжимает губы.
Судья, руководитель Центра дополнительного образования «Компьютерная Школа», учитель информатики и родоначальник городских соревнований по робототехнике Андрей ИВАНОВ, поделился своими мыслями:
— Подобные соревнования дают возможность детям выйти из зоны комфорта, чтобы у них появилось желание посостязаться потом на всероссийском, международном уровнях. И новгородцы несколько раз побеждали на международном фестивале «РобоФинист». К сожалению, из-за пандемии, когда нельзя было собирать детей и проводить соревнования, произошёл спад в развитии робототехнического творчества. И это видно на качестве нынешних выступлений. Между тем необходимо постоянно участвовать в конкурсах, турнирах. Наша задача состоит в том, чтобы вовремя зацепить интерес ребёнка к техническим специальностям. И самый благоприятный для этого возраст — 10–13 лет. Инженеры сами по себе не появятся.