Четверг, 19 декабря 2024

Мария Клапатнюк

Жизнь на пороге города

— Лошадь! — позвал он. Но Лошадь ничего не сказала.

Фото: Елены ЧАУСОВОЙ

Всё лето новгородка проводит познавательные прогулки для школьников по зелёным уголкам областного центра

Сожалениям о том, что «не в мегаполисе живём», новгородка Елена ЧАУСОВА уверенно противопоставляет возможности небольшого города, в котором — вытяни руку, и ты уже соприкоснулся с живой природой, её дарами и секретами.

Потому что интересно

Идея превратить одинокие натуралистические прогулки в оформленный проект фотографу Елене пришла в голову прошлым летом. Любительское наблюдение за природой и фотографии потаённых её уголков давно стали хорошей привычкой молодой женщины. Не случайно она зовёт себя штатным фотографом Волшебного леса.

— Любопытство к окружающему миру во мне проснулось ещё в детстве. В Ульяновске, у бабушки в гостях, куда я приехала из большой-большой Москвы, я впервые увидела синиц, кормящихся на куске сала зимним днём. С тех пор началось чтение специальной литературы, ведение дневника наблюдений и прочее саморазвитие в этом направлении, — рассказывает Елена. — Правда, после 11 класса для дальнейшего изучения я выбрала профессию не биолога, а филолога. Впрочем, интерес к окружающему миру это никак не уменьшило. Постепенно заметила, что на прогулках друзья всегда внимательно слушают мои рассказы о растениях, птицах, насекомых, живущих у нас под носом. Это и стало отправной точкой.

Поездка по дебрям Батецкого района. Фото Елены ЧАУСОВОЙ

Целенаправленно делиться повседневным, но незаметным, происходящим буквально под носом у горожанина, Елена решила с детьми среднего школьного звена. Выбор понятен: подростки открыты миру, не лишены любопытства, пытливы умом и с радостью готовы впитывать новое.

Участниками первых пеших внутри- и окологородских прогулок становились дети друзей. Затем друзья детей, дети друзей друзей и так далее. Свои походы Чаусова сначала решила разбить по темам: птицы, травы, деревья. Но целевая аудитория — дети — такую жёсткую классификацию не одобрили. В итоге кривая сама собой вырулила в цикл разговоров «всё обо всём».

Среди излюбленных мест для прогулок у Елены Чаусовой значатся зелёный массив на Псковской улице, окрестности Белой башни с её цаплями, берега Гребного канала, экосистема Мячинских озёр, Десятинка, река Веряжа…

Где кончается учебник

Первая в этом сезоне прогулка Елены и её слушателей состоялась в Яблоневый сад на Орловской улице.

— В этом «городском» уголке сложилась своя экосистема. Мы приходим и в качестве воспитанных гостей разбираемся, что, где, как и почему растёт. Какие птицы вьют гнёзда, какие поют в дневное и ночное время суток. Практика показывает, что ни одна такая прогулка не обходится без ценных наблюдений, — уверяет любительница живой природы. — Обычно наши прогулки длятся около часа. За это время дети не успевают утомиться, но точно открывают для себя что-то новое. Бывает, спрашиваю у аудитории: какие деревья видите перед собой? Берёзу, ёлку, дуб обычно различают все. А вот показать, к примеру, вяз могут уже не многие. С травами ещё сложнее. Начинаем разбираться, кто чей «родственник».

Дрозд-рябинник (Turdus pilaris) на яблоне. Фото Елены ЧАУСОВОЙ

Продолжать натуралистка может очень долго: в каждом исследованном ею уголке Великого Новгорода встречаются редкие растения, необычные насекомые.

— Главные мысли, которые я пытаюсь донести до моих юных попутчиков, это связанность всего со всем и уникальность окружающего нас мира. Проследив, кто кому родственник и почему один не может существовать без другого, дети, надеюсь, будут бережнее и внимательнее относиться к «привычной природе», — рассуждает Елена. — Кроме того, это очень ценно: в городской суматохе и списке неотложных дел вдруг остановиться и внимательно посмотреть вокруг, понять, что город — это не пустыня. Что помимо нашей жизни в нём есть ещё и другие обитатели, с которыми мы можем быть добрыми соседями. Сделать это не так уж и сложно: просто сместить фокус внимания и немножко постоять на месте.

Кстати, по наблюдениям Елены Чаусовой за обучением собственных детей, именно выходов на природу и отвлечения от «написанного в учебнике» школьникам не хватает для того, чтобы осознать и полюбить окружающую реальность. Именно этот пробел она и стремится заполнить.

* * *

Прогулки по зелёным уголкам Великого Новгорода будут идти всё лето. А в перспективе, возможно, продлятся и осенью.

Иначе откуда юные новгородцы узнают, что кормушки для птиц нужно вешать не в лютые морозы, а заранее, чтобы пернатые успели найти сытные места и привыкнуть к ним; а клёны можно опознать по их семенам-вертолётикам; что прямо в школьном сквере встречаются и щеглы, и дрозды, и скворцы, и зяблики; что лягушки — это не «фу, какие противные», а неотъемлемая часть экосистемы. И главное, что человеку неплохо бы ощущать себя частью большого отлаженного механизма, а не венцом творения.