Понедельник, 25 ноября 2024

Людмила Данилкина

На хуторе ТутТкут

Светлана Тереховская, руководитель Летней школы ткачества, организатор фестиваля «Слёт ткачей», член Санкт-Петербургской Палаты Ремёсел, коллекционер ткацких станков и техник ткачества.

Фото: Людмилы ДАНИЛКИНОЙ

В Окуловском районе на фестиваль собрались мастера, знающие всё про бердо, ниченки, ремизки и ламели… 

Многие из нас на вопрос про то, где лучше провести погожий летний денёк, ответят, что предпочитают поездки на пикник: где-нибудь у воды развести костерок, поесть шашлыка и искупаться. А вот друзья Светланы ТЕРЕХОВСКОЙ с радостью приняли её предложение и приехали из разных регионов страны к ней в деревню, чтобы окунуться в мир ткачества…

Находка в старом доме 

Под Окуловку семья Тереховских перебралась из Северной столицы в 2009 году — тогда-то и началась история ремесленного хутора.

— Но фольклор нас затянул гораздо раньше: мама прошла обучение ткачеству и меня вовлекла, — рассказывает Светлана. — Я, правда, и до этого пробовала себя в разных творческих направлениях — хоть по образованию геофизик, но работала дизайнером кафельной плитки, а для души и шила, и вязала, и из бисера плела. Но вот именно ткачество сразу по душе пришлось. Чем? Во-первых, широким выбором направлений и техник. Во-вторых, возможностью на стане самые разнообразные вещи для домашнего обихода делать: половички и ковры — большие и малые, наволочки на подушки, скатерти, картины, сумки, рубахи, сарафаны, шарфы и палантины, и даже пальто. В-третьих, чётко выверенными схемами рисунков, что близко моему математическому складу ума.

Купив на Новгородчине сельский дом, Тереховские в нагрузку получили и вещи из прошлых времён, которые предыдущие владельцы за ненадобностью складывали на чердаке. Там-то новые хозяева и обнаружили ткацкий станок — про такие образцы сейчас принято говорить «этнографический». Стан оказался исправным, оставалось его лишь заправить.

— Но как это сделать правильно, я точно не знала, — продолжает Светлана. — Тогда ещё не было роликов в Интернете, демонстрирующих такой процесс. Но мне повезло: нашла книгу новгородской мастерицы Елены Осиповой и делала всё, как было описано автором.

На сегодняшний день в коллекции хутора ТутТкут — около 15 вариантов ткацкого оборудования: от больших — на 16 ремиз, для которых нужно отдельное помещение внушительных размеров, до современных компактных наборов, которые идеальны для использования в квартирах. И все они задействованы в творческом и обучающем процессе. Светлане, по её словам, нравится осваивать новые техники народного промысла и делиться знаниями с другими, поэтому она проводит мастер-классы и очно, и онлайн, и даже методички разработала, в которых структурировала информацию по темам.

Фестивальный формат

Несколько лет Тереховские у себя в деревне потихоньку набирались мастерства, по мере возможности делились навыками с другими ткачами.

— Но это было в основном в Сети. А хотелось и живого обмена идеями и приёмами. Поэтому в 2019 году я решила пригласить в гости мастеров из других районов области, — делится предысторией появления фестиваля его организатор. — В социальной сети разместила объявление, однако новгородские ткачи, а их у нас довольно много, не откликнулись, зато приехали люди из других регионов. И мы очень плодотворно провели несколько дней — каждый узнал что-то новое для себя, попрактиковался в ранее неопробованных техниках.

А в минувшие выходные состоялся уже четвёртый фестиваль. С каждым разом участников становится больше. Нынче на хуторе ТутТкут собралось более 30 мастеров из Новгородской, Ленинградской, Московской областей, из Уфы, Екатеринбурга, Перми, Краснодара, Саранска, Саратова… И мастер-классы в нынешнем году не повторяют программу прошлого, которая, к слову, становится всё более насыщенной. Так, в третий раз в Окуловке была организована выставка работ участников слёта. Во второй раз прошёл конкурс для тех, кто не смог лично приехать: в 2021 году ткачи присылали пальто, сделанные на станках, а в этом — полотна соткачества в абсолютно разных техниках. Гости хутора добавили к ним свои и сшили по лоскутному принципу большую яркую картину.

Светлана Тереховская, когда находит новую для себя технику, надолго погружается в её изучение — собирает информацию в печатных источниках, в Интернете, в музейных фондах.

Сфера прикладного и научного интереса

Пенсионер Валерий БАРАНОВ из Саранска увлёкся ткачеством 15 лет назад. А вот основу для своих изделий он выбрал колючую — крапиву.

— На этнографических станках сегодня невозможно получить точные копии той одежды, что носили наши предки, по той простой причине, что нет сегодня таких ниток. Я, когда стал ткать, задумался, какое сырьё было раньше и есть сейчас. Лубяные растения! Это лён, конопля, джут, кенаф и крапива, — вводит в курс дела мастер. — В литературе есть описание, как из стеблей получить нить. Я освоил технологию, придумал стан, значительно упрощающий задачу, и стал ткать из крапивы.

Время от времени Валерий Фёдорович ездит по фестивалям, чтобы привлечь как можно больше прикладников к процессу создания изделий из лубяных волокон и чтобы сравнить свой уровень ткачества и других участников. По его наблюдениям, в Окуловку на слёт приехали как начинающие, так и очень опытные мастера, у которых есть чему поучиться.

Валерий Фёдорович Баранов перед проведением мастер-класса рассказал и показал при помощи небольшой выставки, как и что можно сделать из крапивы. Фото Людмилы ДАНИЛКИНОЙ

А вот у Елены ОВЧИННИКОВОЙ из Зеленограда интерес к фестивалю не только творческий, но и научный. Сейчас многодетная мама заканчивает магистратуру и пишет итоговую работу по теме: «Классический фольклор как средство воспитания детей в условиях неформального образования».

— Вообще я — человек неугомонный. Совмещаю работу жены и мамы четырёх непосед с обязанностями менеджера по персоналу в крупной компании, с учебой в магистратуре и волонтёрством — занимаюсь прикладной народной культурой с малышами, — говорит о себе собеседница. — Несколько лет назад отправной точкой моего серьёзного погружения в сферу пластического фольклора стал поход всей семьёй в супермаркет — когда от своих детей я услышала, что огурцы растут в магазине, поняла, что нужно что-то в нашей жизни менять. Теперь мы сами растим овощи, знаем, что молоко дают коровы, что за каждой ниточкой в одежде стоит титанический труд людей.

У Елены дома есть ткацкий станок, и она вместе с ребятишками изготавливает на нём коврики, покрывала, сумки и одежду. В развивающей студии малышам как педагог-волонтёр она рассказывает, откуда берутся ниточки, из которых потом получаются кофты и рубашки. Её маленькие подопечные на небольшой ткацкой рамке придумывают из прядей свой игровой хвостик, который они используют как книжную закладку и который берегут, потому что сделали его своими руками.

На фестиваль Елена приехала, чтобы и свой уровень ткача повысить, и новые методические практики узнать, которые можно и нужно применять в педагогике.

* * *

По словам организатора фестиваля, в последние лет 10 в нашей стране растёт интерес людей к ткачеству. Вызвано это тем, что появились производители станков, отвечающих запросам современных ремесленников. И ещё тем, что в целом много внимания уделяется фольклору.

Сама Светлана Тереховская сейчас осваивает новую технику — гродненское двухслойное ткачество. Хочет попробовать эхопереплетение: рисунок, где цвета плавно переходят из одного в другой.

Ну и уже сейчас она думает над форматом слёта ткачей–2023.

Теги: Окуловский район, ткачи, фестиваль