Вторник, 05 ноября 2024

Василий Дубовский

Фабрика хорошего настроения

Оказавшись в цехе впервые, смотришь на происходящее как на какое-то волшебство

Фото: Василия ДУБОВСКОГО

Все ждут кролика, а в Крестцах уже думают, как задобрить дракона

Не во всех Крестцах, по правде говоря, а на местной фабрике игрушек. Там всегда рисуют наперёд. И мысли у них уже про 2024-й, когда будет править дракон. Но в последние дни уходящего года главная фигура на шарах — всё ещё заяц. Вернее, братец его кролик. Или всё-таки заяц? Это как-то больше по-нашему. А кролик — чёрный, ещё и водяной — да на праздничную ёлку? Извините за мой китайский…

2022 год для компании «Рождество», выпускающей игрушки, был уже вторым годом зайца-кролика. То собаки, то обезьяны, то тигры… Время летит. Не за горами 20-летие предприятия, основанного Зинаидой Джунь со товарищи.

На недостаток заказов не жалуются, за рекламой не гонятся, мол, нас и так знают. Теперь это популярный крестецкий бренд. Как знаменитая строчка. Экскурсий — навалом. Корреспондент «НВ» подрулил к фабрике с утречка. А там — уже группа школьников из Луги. Несколько сотен гостей в день — это нормально. В выходные бывает и за 800.

У меня было с полчаса, чтобы пробежаться с фотоаппаратом по цехам. Примерно столько же — на ожидание раскрасчицы и рассказчицы Юлии Бидусенко, проводившей с детьми мастер-класс.

Со стеклодувами особо не поговоришь. У них — норма. Те же полчаса беседы за жизнь и за профессию — это примерно 30 неизготовленных шариков. А ещё у них — стандарт. Шарики не должны отличаться друг от друга в размере более чем на 2 миллиметра. Представляете, чуть не так распорядился набранным в лёгкие воздухом — всё, ошибка.

Полумрак, цветной огонь, шум горелок, движения рук и губ. И вот из кусочка трубочки получается шарик. Фото Василия ДУБОВСКОГО

Хоть дети, хоть взрослые, оказавшиеся в цехе впервые, смотрят на происходящее как на какое-то волшебство. Полумрак, цветной огонь, шум горелок, движения рук и губ. И вот из кусочка трубочки получается шарик.

Потом его серебрят, далее делают окунку. «Что-что делают?» — не сразу понял я. Оказалось, опускают в краску, затем ставят на просушку. «И несут к художникам, куда мы теперь и направимся!» — вежливо поторопили меня. Всё-таки здесь специфическая среда — краски, запахи.

«Ой, не надо меня фотографировать! — запротестовала одна из художниц. — Я сегодня больше не хочу». А у неё так живописно на столе! И рядом — окошко, а на окошке — красавица-кошка. Между прочим, символ года номер два. После этого то ли зайца, то ли кролика. Настоящая. Говорят, спец по мышам. В эту минуту просто позирует, но её почему-то не рисуют.

На полочках — готовые шарики под заказ. «Узнаёте? — мне показывают шарик с надписью «ФК» и гербом. — Наш король!»

«А это тогда кто?» — спрашиваю про тот, что рядом, с гербом РФ. «Москва!» — отвечают.

«А вот это — Баба Яга, — продолжается показ. — Очень солидная компания».

Не могу не упомянуть ещё один спецзаказ — его я отгадал. Да и как не узнать в буквальном смысле самого яркого участника «Иванушек»?

Да, ФК свою партию игрушек уже забрал и даже прислал видео, показав, как он наряжает ёлочку: «Вы только посмотрите, какая красота!»

В помещении для мастер-классов шумно, почти как в цехе, где работают стеклодувы. Ребячий гомон успешно конкурирует с высокотемпературными горелками. Все рисуют на своих шариках одного — ладно, пусть это будет кролик, хотя сами художники, я слышал, предпочитают называть его зайцем.

Ручной труд предполагает особинку в каждой игрушке. Фото Василия ДУБОВСКОГО

«Можно узнать, интересен ли мастер-класс профессионалу?» — интересуюсь у юной художницы, которая, как мне подсказали, у себя в Луге учится в художке.

«Не то слово! — обернулась ко мне Полина. — Здесь всё по-другому. Я же в школе на бумаге рисовала, а тут — стекло, круглая форма».

Юлия Бидусенко, проведя занятие с лужскими ребятами, рассказала мне, что не раз бывало, что взрослые с художественным образованием пробовали расписать шар, и у них это не получалось!

Между тем на фабрике профессионалов как бы и нет. Просто потому, что нигде не учат рисунку на сфере. Коллектив — небольшой. Сколько фабрике лет, примерно столько же и людей. Учились в работе.

«Мы здесь — как одна семья, — говорит Юлия. — Держимся друг за друга и за свою работу. Да, посёлочек маленький, вариантов немного. Но дело не в этом. Про себя могу сказать: вот это — моё. Другого и не хочу».

Ручной труд, несмотря на наличие образцов, предполагает особинку. Допустим, мимика у Деда Мороза может хоть чуточку, но отличаться. Только те, кто не расписывал эти игрушки, едва ли заметят разницу. Но в чём наш добрый дед верен себе — его не спутаешь с Санта-Клаусом. Тематика здесь русская. Вечные сюжеты: тройка лошадей, Дед Мороз на санях, Снегурочка, Снеговик, птички-синички, снегири… Вообще, образцов много: например, на будущий год их разработано полторы сотни. И виды игрушек тут разные: не только шарики, но и любимые не одним поколением верхушечки для ёлок, шишечки…

Бывают и нетрадиционные сюжеты. В пандемию стал популярен шарик в маске. И дети охотно его разрисовывали. Вид у шарика был вполне себе весёлый. Надо же как-то поднимать друг другу настроение.

Любая фабрика — это про бизнес, про экономику. Но фабрика игрушек отличается тем, что она прежде всего — про хорошее настроение. Без этого у неё ничего бы не вышло.

Теги: Крестцы, ёлочные игрушки, Новый год