Пятница, 22 ноября 2024

Василий Дубовский

Ильмень помнит

Эти ребята, приехавшие почтить память своих земляков, — потомки героических якутских стрелков.

Фото: Василия ДУБОВСКОГО

К 80-летию лыжного десанта, штурмовавшего южный берег священного озера

«Старый Ильмень, 

Ты помнишь их — 

Огневых, 

Молодых, 

Живых!

Их ночной

Боевой переход…

Как трещал под ногами лёд…

Как коварно яснел небосвод,

Приближая зловещий восход…».

Поэма якутского поэта Сергея Васильева-Борогонского «Священный Ильмень» — вечный памятник 19-й и 3-й отдельным лыжным бригадам, понёсшим огромные потери в ходе наступательной операции «Полярная звезда». Наверное, никто уже не расскажет об этом лучше, чем сделал это он в 1968 году. Для маленького народа — якутов на свете всего 500 тысяч — гибель сотен его сынов в одном бою — вечная незаживающая рана.

В Якутске есть улица Ильменская, а в Старой Руссе — улица Якутских Стрелков. Есть обелиск в деревне Буреги. Всё это — ещё с тех лет, когда война не казалась далёким прошлым. В 2000 году в деревне Устрека на берегу озера был создан мемориал. Инициатором выступила Республика Саха (Якутия). Памятник стилизован под жилище якутов — урасу, внутри которого расположены гранитные плиты с именами погибших. Это всегда будет достойным примером, как надо чтить память земляков. Но в то, скажем так, не самое патриотичное время данный шаг был особенно важен. Ведь уже появилось немецкое кладбище-мемориал в Коростыни. Невольно возникал вопрос: а что же мы?

Завтра исполнится 80 лет с того дня, когда лыжный десант, пройдя по льду более 30 километров, но не сумев преодолеть озеро затемно, попал под шквальный огонь врага. Лёд был усеян телами погибших.

Год уважения

Накануне памятного дня в Устреке побывала делегация из Чурапчинского улуса (района) Республики Саха.

— Для нас было очень важно, чтобы в этой знаменательной поездке участвовали школьники, — сказал «НВ» начальник районного управления образования Юрий ПОСЕЛЬСКИЙ.

В улусе — 17 наслегов (поселений). И каждый из них выбрал своего представителя. Разумеется, это ученик или ученица, отличающиеся хорошей успеваемостью. И при этом активно вовлечённые в военно-патриотическую работу.

Так случилось, что именно Чурапчинский улус потерял в сражениях за освобождение старорусской земли наибольшее число своих земляков — более 100. Спроси любого из наших гостей — он вспомнит кого-нибудь из похороненных на мемориале в Устреке.

— Дедюкин Иван Денисович, прадед моей жены, — назвал Юрий Павлович.

Для ребят из Якутии их близкие, погибшие на ильменском льду и берегу, — уже пра-пра.

— А мой прапрадед Протодьяконов Семён Николаевич выжил, в том бою он был только ранен в руку, — сказала восьмиклассница Марта ЛИСТИКОВА. — После войны он вернулся домой. Я им очень горжусь!

«Как море!» — Ильмень впечатлил делегацию Чурапчинского улуса своими просторами и красотой. Фото Василия ДУБОВСКОГО

Какие они юные, эти черноглазые северяне. И красивые в своей новенькой форме. Говорят, что побывали в красивом городе — это про Старую Руссу. И что озеро — тоже очень красивое. И весь этот сегодняшний день — очень волнительный и запоминающийся. Значит, будет что рассказать дома — своим семьям, товарищам по учёбе, землякам.

— Вы знаете, 2023 год у нас в улусе объявлен Годом уважения и почёта, — продолжил Юрий Посельский. — В широком смысле. Это и отношение к нашим заслуженным людям, к ветеранам, к старшему поколению. И наша память о прошлом, конечно. Если этого не делать, то как воспитать молодёжь? Мы видим сегодня, к счастью, на чужих примерах, как искажаются история и сознание людей. Россия — огромна. Мы летели сюда семь часов, потом столько же ехали на автобусе. Но она у нас всех, таких разных и непохожих друг на друга, — одна. Мы не можем это потерять.

Более 100 жителей улуса ушли добровольцами на Донбасс. В зоне СВО сейчас сражаются сотни и сотни якутов. Это снова много для малого народа. Просто не надо называть его малым.

Мир вашему дому

За много лет, прошедших после создания мемориала, установилась тесная человеческая связь между местными людьми и якутами. Связывают общие заботы и память. Символично, что территория, на которой расположен мемориал, — как маленькая Якутия в Старорусском районе, поскольку отдана в долгосрочную аренду.

Они встречаются как старые знакомые, приветствуя друг друга по именам.

— И где же наша чемпионка? — как выяснилось, президент культурного общества «Саха — Санкт-Петербург» Гаврил ТРОЕВ искал юную лыжницу Лизу Демешеву.

Гаврил Афанасьевич привёз девочке памятную медаль и её портрет. Фото было сделано в допандемийном 2019 году. Лизе тогда было три годика, но она вместе с мамой осилила трёхкилометровую дистанцию вдоль озера. И в этот раз спортивная семья снова участвовала в традиционном лыжном десанте.

— Ну вот, награда нашла своего героя, — улыбался Троев, стоя рядом с Лизой, которой в завершение митинга вручил заслуженные призы.

— Как подросли туи, — глава Наговского сельского поселения Виктор БУЧАЦКИЙ помнит их совсем маленькими. — Говорят, что если человек посадил дерево, то он его уже не бросит. Обязательно будет возвращаться, чтобы посмотреть, как оно там. Пусть это и не главная причина для наших встреч, но я думаю, что якуты будут приезжать к нам всегда.

К 80-летию проведения операции «Полярная звезда» в музее Северо-Западного фронта, Старорусском филиале Новгородского музея-заповедника, открылась выставка «Ильмень помнит», которая продлится до 18 августа нынешнего года.

Экспозиция составлена в основном из документов и предметов, хранящихся в самом музее. Среди них есть и подаренный в 1970 году Якутией бивень мамонта. Художник-косторез Аким Бурцев украсил его декоративным барельефом, отобразив сюжеты якутского эпоса и памятные эпизоды боёв на озере Ильмень — в строках из поэмы «Священный Ильмень». Коротких, как выстрел. И печальных, как журавли.

Теги: Старая Русса, Якутия, Саха, Якутские стрелки, Ильмень, ВОВ