Возобновлено регулярное пассажирское сообщение по Ильменю
Первый рейс по маршруту Великий Новгород — Взвад состоялся на прошлой неделе. Среди его участников были активисты молодёжных организаций, учащиеся Клуба юных моряков, журналисты.
Когда-то перевоз пассажиров скоростными судами на подводных крыльях был в порядке вещей. Однако в начале 1990-х годов сообщение по воде между Новгородом и Старой Руссой прекратилось. С той поры у многих новгородцев и рушан — непреходящая ностальгия. Такое озеро под боком, даже не озеро — Словенское море!
И вот случилось. Между прочим, в год 166-летия общества «Пароходство по Волхову», основанного вице-адмиралом Павлом фон Моллером и купцом первой гильдии Эммануилом Нобелем. Пятничным утром 26 мая от причала на Ярославовом дворище отошёл теплоход «Восход-63».
— Это совокупное желание всех, кто помнит историю судоходства по Волхову и Ильменю, — сказал на торжественных проводах теплохода губернатор Андрей НИКИТИН.
Андрей Сергеевич поблагодарил всех, кто активно продвигал проект. Это специалисты министерства транспорта области, их коллеги из федерального Минтранса (в лице «Волго-Балта») и даже РЖД, поскольку водный маршрут — часть мультимодального железнодорожного маршрута из Санкт-Петербурга. И, конечно же, это компания «Астра Марин», крупнейший перевозчик на Северо-Западе.
Митрополит Новгородский и Старорусский Лев прочёл молебен на освящение судна и...
— Добро пожаловать на борт! — пригласил Сергей КОРОЛЁВ, генеральный директор ООО «Восход», входящего в группу компаний «Астра Марин».
Места с наилучшим обзором — на самом кончике теплоходного носа — достались Николаю и Юлии Дмитриевым с сыновьями Андреем, Александром и Михаилом. И не только это: семье, купившей первые билеты, фирма презентовала сертификат на 10 тысяч рублей на водные поездки в нашем регионе. А Дмитриевы путешествовать любят. Правда, как выяснилось, Андрей на Взвад уже ходил: он же кюмовец.
— В прошлом году они неделю в устье Ловати стояли, — рассказал его отец. — Так что это я тут новичок, а не он. Вообще, чудесный сюрприз, этот теплоход. Уверен, что многие захотят прокатиться на «Восходе».
Стоимость билета на маршруте В. Новгород — Взвад — 500 рублей для взрослого и 350 — для ребёнка. Время в пути — около 1 часа. Средняя скорость — 45 км/ч. Из Великого Новгорода теплоход будет отправляться в 9.30, 13.30 и 17 часов.
Из динамиков доносился голос экскурсовода, рассказывавшего про неброскую северную суровость с комбинацией из серой глади воды, голубого купола неба и неясных очертаний берегов.
Блеск, плеск, шум движка. Нас везёт «японец», установленный при глубокой модернизации «Восхода», в результате которой от теплохода, ходившего ещё в 1980-е годы по Волге, остался только корпус — он был в хорошем состоянии.
Как рассказал «НВ» Сергей Королёв, новейшие разработки нижегородского ЦКБ Алексеева «Валдай-45» и «Метеор-120» не подходят для Ильменя. Первый — из-за своей мелкой посадки. А второй, напротив, — из-за более глубокой осадки. Отсюда — выбор в пользу советского «Восхода». Команда судна привыкает к непростой ильменской гидролокации: без местного лоцмана на первых порах было бы трудновато.
— А вы знаете, что Великий Новгород с этого года стал портом пяти морей? — спросил Сергей Алексеевич. — Я не шучу. Благодаря комплексным работам, проведённым на Волхове, теперь на всём протяжении реки гарантированные глубины составляют не менее 2,4 метра. Это позволит приходить в Великий Новгород небольшим круизным судам. А что такое связь с Ладогой? Это и есть ворота в моря.
Взвад встречал пассажиров первого рейса песней «Хлеб да соль». Настоящие хлеб-соль тоже были. Ещё и под рюмочку хреновухи — у кого душа пожелает. После знакомства с деревней можно было ещё и отобедать, отведав вкусной ушицы и знатных здешних пирогов.
Главная улица — Заводская — принарядилась. Саму себя показала — историю, традиции, промыслы. Не только же рыбу тут умеют ловить. Посуда нужна — есть у нас гончар. Подмога — вон тимуровцы за работой. Потехи час — вон мужики азартно «забивают козла». Чтоб порядок был — на то городовой есть. В его время не было ни домино, ни тимуровцев, а пароход, заметим, по Ильменю ходил!
Очень ждал Взвад прихода теплохода.
— С 1991 года не было же! — говорила мне Валентина ГРИГОРЬЕВА. — У меня сын тогда родился. Олежке три месяца было, когда мы прокатились на «Ракете». Это же в порядке вещей было: сел на теплоход — и в Новгород. Помню, как уезжала туда на учёбу после школы, как отец провожал меня с пристани…
Надежда НАЗАРОВА, участница песенного коллектива «Взвадский народный хор», уезжала стипендиаткой колхоза.
— Нас встречали, мы встречали, — вспоминала она. — Люди всегда шли на пристань к теплоходу. И вот опять полюбовались. Для нас это добрая весточка, что судно пришло. Мы же все хотим, чтобы деревня жила и развивалась.
А ещё взвадовским певуньям хочется вспомнить молодость — снова прокатиться на теплоходе. «Серёжа обещал!» — говорят.
Об актуальности водного маршрута говорила и глава Старорусского муниципального района Елена КОМАРОВА.
— Взвад — деревня живописная, аутентичная. Нам есть что показать и рассказать, — сказала она. — Безусловно, необходимо выстраивать сферу гостеприимства как с точки зрения событийности, так и услуг. И есть предприниматели, которые готовы в этом участвовать. Возобновление водного сообщения, я считаю, очень актуальная идея: нужно же развивать внутренний туризм. А главное — люди наши воспряли. Для них этот теплоход — как глоток свежего воздуха.
Будто в подтверждение своих слов глава района для поездки на совещание в областном центре выбрала, конечно же, водный транспорт.
Этим летом перевозчиком будут задействованы также небольшие суда катамаранного и тримаранного типа на маршруте Ярославово дворище — Рюриково городище — Юрьев монастырь — церковь Николы на Липне. Отправление — через каждые 10 минут. У билета будет куар-код, который активируется при заходе на судно. Программа рассчитана на три с половиной часа. Плата за удовольствие и впечатления — 1000 рублей.
Станислав ШУЛЬЦЕВ, заместитель председателя правительства Новгородской области:
— Возобновление водного сообщения, отсутствовавшего столь долгое время, — это, конечно, прекрасное событие. Стоит отметить, что от идеи до её реализации прошло около года. Работа велась в темпе, а сделать нужно было многое. Это и получение всех необходимых разрешений, и углубление фарватера, и оборудование причалов, и капитальный ремонт судна. Маршрут Великий Новгород — Взвад мы рассматриваем не только как дополнительную возможность повышения туристической привлекательности региона. Прежде всего это регулярный пассажирский маршрут. Цена билета сопоставима со стоимостью проезда на автобусе. А времени в пути затрачивается даже меньше — водный маршрут занимает менее часа. Не будем забывать, что сейчас продолжается капремонт дороги между Новгородом и Шимском, и наш новый маршрут — отличная альтернатива. Из Взвада до Старой Руссы (и наоборот) можно быстро добраться на автобусе. Расписание автобусов и теплохода синхронизировано. В перспективе планируется продлить водное сообщение с Великим Новгородом до Старой Руссы. Это снова потребует проведения дноуглубительных работ. Возможно, придётся задействовать судно другого типа, тогда во Взваде будет пересадка. Но это уже — задача следующего года. В нынешнюю навигацию мы обкатываем только что открытый нами маршрут.
Теги: Великий Новгород, Взвад, Ильмень