Понедельник, 23 декабря 2024

Василий Дубовский

Из новгородцев — в рушане

Фото: Сергея СУФТИНА

Возобновлено регулярное пассажирское сообщение по Ильменю

Первый рейс по маршруту Великий Новгород — Взвад состоялся на прошлой неделе. Среди его участников были активисты молодёжных организаций, учащиеся Клуба юных моряков, журналисты.

Когда-то перевоз пассажиров скоростными судами на подводных крыльях был в порядке вещей. Однако в начале 1990-х годов сообщение по воде между Новгородом и Старой Руссой прекратилось. С той поры у многих новгородцев и рушан — непреходящая ностальгия. Такое озеро под боком, даже не озеро — Словенское море!

И вот случилось. Между прочим, в год 166-летия общества «Пароходство по Волхову», основанного вице-адмиралом Павлом фон Моллером и купцом первой гильдии Эммануилом Нобелем. Пятничным утром 26 мая от причала на Ярославовом дворище отошёл теплоход «Восход-63».

— Это совокупное желание всех, кто помнит историю судоходства по Волхову и Ильменю, — сказал на торжественных проводах теплохода губернатор Андрей НИКИТИН.

В добрый путь! Губернатор Андрей Никитин был идейным вдохновителем проекта по возобновлению водного пути. Фото Сергея СУФТИНА

Андрей Сергеевич поблагодарил всех, кто активно продвигал проект. Это специалисты министерства транспорта области, их коллеги из федерального Минтранса (в лице «Волго-Балта») и даже РЖД, поскольку водный маршрут — часть мультимодального железнодорожного маршрута из Санкт-Петербурга. И, конечно же, это компания «Астра Марин», крупнейший перевозчик на Северо-Западе.

Митрополит Новгородский и Старорусский Лев прочёл молебен на освящение судна и...

— Добро пожаловать на борт! — пригласил Сергей КОРОЛЁВ, генеральный директор ООО «Восход», входящего в группу компаний «Астра Марин».

Места с наилучшим обзором — на самом кончике теплоходного носа — достались Николаю и Юлии Дмитриевым с сыновьями Андреем, Александром и Михаилом. И не только это: семье, купившей первые билеты, фирма презентовала сертификат на 10 тысяч рублей на водные поездки в нашем регионе. А Дмитриевы путешествовать любят. Правда, как выяснилось, Андрей на Взвад уже ходил: он же кюмовец.

— В прошлом году они неделю в устье Ловати стояли, — рассказал его отец. — Так что это я тут новичок, а не он. Вообще, чудесный сюрприз, этот теплоход. Уверен, что многие захотят прокатиться на «Восходе».

Стоимость билета на маршруте В. Новгород — Взвад — 500 рублей для взрослого и 350 — для ребёнка. Время в пути — около 1 часа. Средняя скорость — 45 км/ч. Из Великого Новгорода теплоход будет отправляться в 9.30, 13.30 и 17 часов.

Из динамиков доносился голос экскурсовода, рассказывавшего про неброскую северную суровость с комбинацией из серой глади воды, голубого купола неба и неясных очертаний берегов.

Блеск, плеск, шум движка. Нас везёт «японец», установленный при глубокой модернизации «Восхода», в результате которой от теплохода, ходившего ещё в 1980-е годы по Волге, остался только корпус — он был в хорошем состоянии.

Как рассказал «НВ» Сергей Королёв, новейшие разработки нижегородского ЦКБ Алексеева «Валдай-45» и «Метеор-120» не подходят для Ильменя. Первый — из-за своей мелкой посадки. А второй, напротив, — из-за более глубокой осадки. Отсюда — выбор в пользу советского «Восхода». Команда судна привыкает к непростой ильменской гидролокации: без местного лоцмана на первых порах было бы трудновато.

— А вы знаете, что Великий Новгород с этого года стал портом пяти морей? — спросил Сергей Алексеевич. — Я не шучу. Благодаря комплексным работам, проведённым на Волхове, теперь на всём протяжении реки гарантированные глубины составляют не менее 2,4 метра. Это позволит приходить в Великий Новгород небольшим круизным судам. А что такое связь с Ладогой? Это и есть ворота в моря.

Взвад встречал пассажиров первого рейса песней «Хлеб да соль». Настоящие хлеб-соль тоже были. Ещё и под рюмочку хреновухи — у кого душа пожелает. После знакомства с деревней можно было ещё и отобедать, отведав вкусной ушицы и знатных здешних пирогов.

После тридцатилетнего перерыва Взвад снова встречал теплоход с пассажирами на борту. Для местных жителей это – добрый знак, надежда на развитие старинного рыбацкого села. Фото Сергея СУФТИНА

Главная улица — Заводская — принарядилась. Саму себя показала — историю, традиции, промыслы. Не только же рыбу тут умеют ловить. Посуда нужна — есть у нас гончар. Подмога — вон тимуровцы за работой. Потехи час — вон мужики азартно «забивают козла». Чтоб порядок был — на то городовой есть. В его время не было ни домино, ни тимуровцев, а пароход, заметим, по Ильменю ходил!

Очень ждал Взвад прихода теплохода.

— С 1991 года не было же! — говорила мне Валентина ГРИГОРЬЕВА. — У меня сын тогда родился. Олежке три месяца было, когда мы прокатились на «Ракете». Это же в порядке вещей было: сел на теплоход — и в Новгород. Помню, как уезжала туда на учёбу после школы, как отец провожал меня с пристани…

Надежда НАЗАРОВА, участница песенного коллектива «Взвадский народный хор», уезжала стипендиаткой колхоза.

— Нас встречали, мы встречали, — вспоминала она. — Люди всегда шли на пристань к теплоходу. И вот опять полюбовались. Для нас это добрая весточка, что судно пришло. Мы же все хотим, чтобы деревня жила и развивалась.

А ещё взвадовским певуньям хочется вспомнить молодость — снова прокатиться на теплоходе. «Серёжа обещал!» — говорят.

Об актуальности водного маршрута говорила и глава Старорусского муниципального района Елена КОМАРОВА.

— Взвад — деревня живописная, аутентичная. Нам есть что показать и рассказать, — сказала она. — Безусловно, необходимо выстраивать сферу гостеприимства как с точки зрения событийности, так и услуг. И есть предприниматели, которые готовы в этом участвовать. Возобновление водного сообщения, я считаю, очень актуальная идея: нужно же развивать внутренний туризм. А главное — люди наши воспряли. Для них этот теплоход — как глоток свежего воздуха.

Будто в подтверждение своих слов глава района для поездки на совещание в областном центре выбрала, конечно же, водный транспорт.

Этим летом перевозчиком будут задействованы также небольшие суда катамаранного и тримаранного типа на маршруте Ярославово дворище — Рюриково городище — Юрьев монастырь — церковь Николы на Липне. Отправление — через каждые 10 минут. У билета будет куар-код, который активируется при заходе на судно. Программа рассчитана на три с половиной часа. Плата за удовольствие и впечатления — 1000 рублей.

Станислав ШУЛЬЦЕВ, заместитель председателя правительства Новгородской области:

— Возобновление водного сообщения, отсутствовавшего столь долгое время, — это, конечно, прекрасное событие. Стоит отметить, что от идеи до её реализации прошло около года. Работа велась в темпе, а сделать нужно было многое. Это и получение всех необходимых разрешений, и углубление фарватера, и оборудование причалов, и капитальный ремонт судна. Маршрут Великий Новгород — Взвад мы рассматриваем не только как дополнительную возможность повышения туристической привлекательности региона. Прежде всего это регулярный пассажирский маршрут. Цена билета сопоставима со стоимостью проезда на автобусе. А времени в пути затрачивается даже меньше — водный маршрут занимает менее часа. Не будем забывать, что сейчас продолжается капремонт дороги между Новгородом и Шимском, и наш новый маршрут — отличная альтернатива. Из Взвада до Старой Руссы (и наоборот) можно быстро добраться на автобусе. Расписание автобусов и теплохода синхронизировано. В перспективе планируется продлить водное сообщение с Великим Новгородом до Старой Руссы. Это снова потребует проведения дноуглубительных работ. Возможно, придётся задействовать судно другого типа, тогда во Взваде будет пересадка. Но это уже — задача следующего года. В нынешнюю навигацию мы обкатываем только что открытый нами маршрут.

Теги: Великий Новгород, Взвад, Ильмень