Пятница, 22 ноября 2024

Василий Дубовский

Три кита у озера

Для директора Елены Степановой (слева) и главного рыбовода Ирины Чаричанской Никольское – родное село, а завод – родное предприятие.

Фото: Василия ДУБОВСКОГО

Никольский рыборазводный завод имени В.П. Врасского станет базовым центром аквакультуры в России

Впервые об этом было сказано ещё в прошлом году. Нынешний, 2024-й, — уже можно рассматривать как год предпроектных изысканий. Равно как и следующий — 2025-й.

Вообще говоря, история намечается красивая. Всего несколько лет назад на заводе о таком и мечтать не могли. Ещё бы: предприятие попало в банкроты.

— Мы работали в убыток, — рассказывает директор завода Елена СТЕПАНОВА. — Просто не хватало рынков сбыта продукции. Опереться на плечо государства не могли из-за своего коммерческого статуса — завод был акционерным обществом.

Когда в стране правила бал приватизация, мнение работников завода вряд ли кого-то интересовало. На Северо-Западе подобных предприятий немало, в одной Ленобласти их пять. Но в частные руки ушли только псковское и новгородское. Поработали, больше не хотелось. Из банкротства было только два выхода: продажа или передача. Во втором случае — в руки госструктуры. На это и уповали в Никольском.

На заводе очень благодарны за поддержку губернатору Андрею Никитину — «вник, разобрался, нашёл решение». В итоге предприятие было передано Северо-Западному ФГБУ «Главрыбвод».

Сегодня никаких проблем со сбытом нет: могли бы вырастить больше личинок и сеголеток, так и выращивали бы. Только дай! Наверное, это можно отнести и к вопросу об экономическом суверенитете, который Россия вынуждена укреплять. Но потомственный рыбовод Елена Степанова уверена, что если бы завод был продан, то его, возможно, уже бы не существовало. Производство хлопотное, деньги нелёгкие. Этим болеть надо! Уважать традиции. Иметь местный патриотизм. За никольскими рыбоводами — поколения неравнодушных людей.

Дипломат-ихтиолог

И первый среди них — Владимир Павлович Врасский. Уроженец села Никольское, дворянин, выпускник дипломатического отделения Тартуского университета (владел семью языками!). Прочитав статью во французском журнале, он решает «положить все свои труды и сколько было капитала на устройство с целью извлечения пользы как для себя, так и для Отечества».

Врасский увидел, что сам никольский ландшафт благоволит разведению рыбы. Своё предприятие он разместил на реке Пестовке, соединяющей два озера: Вельё и Пестово. Создал каскад из девяти прудов, систему шлюзов. Шлюзы тогда были деревянные. Талантливый натуралист и экспериментатор, он разработал «сухой», или «русский», способ искусственного оплодотворения и инкубации икры.

Врасский прожил всего 33 года. Потому что своим заводом горел. Хотя умер из-за сильнейшего переохлаждения: при зимнем облове на озере провалился под лёд, заболел, до питерских врачей на лошадках его не довезли. 

Владимир Павлович всё имение вложил в завод. Наследников у него не осталось, завод перешёл в собственность государства.

В конторе завода есть музей, посвящённый Врасскому и последующей истории завода. А она — длинная. С 1854 года. Так что нынешний год — 170-й. Юбилей будет отмечаться 7 сентября. Это день рождения Владимира Павловича. И День рыбовода, который отмечается у нас в стране с 2018 года. Быть первым — это уже заслуга.

К слову, здание конторы считается наследием Врасского. И пруды его используются до сих пор. Правда, их теперь не 9, а 40. И шлюзы, конечно, давным-давно в бетоне.

В советское время на пике здесь работали сотни человек. Поскольку одной рыбой дело не ограничивалось — возникло огромное хозяйство с птицефермой, свинофермой, конюшней, пекарней…

В мае годовики сига из заводских лотков «переплывут» в водоёмы Северо-Запада. Фото Василия ДУБОВСКОГО

Эффект пружины

Нынешний штат предприятия — 11 человек. Что касается объёмов выращиваемой молоди, то на инкубации — примерно 1,5 миллиона икринок сига ладожского. Завод выращивает потомство щуки, судака, нельмы, ряпушки. В сравнительно небольших количествах — налима, окуня. А также карпа, карася, линя. Этих не самых требовательных к условиям в водоёмах рыб обычно заводят хозяева, имеющие пруды.

Основной источник дохода для предприятия — от зарыбления водоёмов в порядке компенсации ущерба, возникающего при строительстве газо- и нефтепроводов, дорог, мостов.

Работа у него пока сезонная. Нельзя сказать, чтобы с превращением завода, каков он есть, в центр аквакультуры изменится абсолютно всё. Нанотехнологий в рыбоводстве вроде бы нет как нет. Мы не можем пока обрисовать ожидаемые перемены в цифрах: нет проекта — нет и проектной мощности. Но! Само триединство идеи центра аквакультуры (производство, наука и образование) предполагает модернизацию старого и строительство нового — цехов, лабораторий, помещений для занятий. Совсем другой штат, диапазон специальностей и исследований.

— Многие отечественные заводы продолжают закупать икру за рубежом, — говорит Елена Степанова. — Это касается, например, форели. При том, что ручейки таких поставок постепенно пересыхают. Есть проблема с кормами — отечественные уступают импортным. Нет обучающих центров, где могли бы практиковаться студенты и рыбоводы.

И вот все дороги ведут в Демянский район, на родину Врасского. Справедливо? Сто процентов. «Намоленное» же место.

Если ещё немного помечтать, то можно увидеть и лучший завтрашний день самого села Никольское. Рабочие места. Позитивную статистику по демографии. Будут задерживаться молодые семьи — подтянется инфраструктура.

На туризм надеяться, конечно, тоже можно. Всё-таки здесь — территория национального парка. Но, как считает директор Никольского завода, для полноценной жизни надо, чтобы что-нибудь «колосилось». И, представьте, она верит, что так и будет. 

— Почему нет? У нас в стране много интересных проектов, многое меняется. Никогда не было асфальта в Никольском, теперь есть. Мне кажется, Россия — как пружина. И сейчас она разжимается.

МНЕНИЯ И КОММЕНТАРИИ

Дмитрий ШМИДТ, начальник Северо-Западного филиала ФГБУ «Главрыбвод»:

— «Научно-производственный центр аквакультуры» — это прекрасное подспорье для отрасли. Пока мы в самом начале пути. В прошлом году совместным решением губернатора Новгородской области Андрея Никитина и руководителя Федерального агентства по рыболовству Ильи Шестакова был дан старт, была создана рабочая группа, которая занимается формированием концепции.

Концепция базируется на трёх основных постулатах: это производство, образование и наука. Такого центра аквакультуры, как видится нам, в России ещё нет. Это предполагает расширение всей рыборазводной составляющей на базе Никольского завода. Это ремонт и модернизация всей прудовой системы, реконструкция имеющихся цехов и строительство новых с системой замкнутого водоснабжения.

В данное время рассматривается вопрос по земле: надо чётко знать, какие площади нам необходимы, сколько нужно прирастить. Допустим, в своей части (производственной) мы хотим построить ещё один цех или два. Исходя из целесообразности выращивания тех или иных видов рыб. Точно так же в институте Росрыболовства должны определиться со своей программой. И наши коллеги, которые будут работать над проектом в его образовательной части. Нам нужно будет разместить всю необходимую инфраструктуру: производственные объекты, лаборатории, лектории и т.д. Потому что центр аквакультуры в Никольском будет работать на всю Россию.

Подготовительную работу финансирует «Главрыбвод». И первый этап — производственный — будет осуществляться за собственные средства «Главрыбвода». В дальнейшем подключатся другие ведомства — Минфин, Минсельхоз. Напомню, что Никольский рыборазводный завод был передан нам лишь в 2020 году. А сейчас уже вырисовываются контуры предприятия XXI века. Это должен быть достойный проект. И мы это сделаем.

Теги: Новгородская область, Никольский рыбзавод