Вторник, 05 ноября 2024

Василий Дубовский

Последний машинист

Каменный арочный мост через реку Ярынью был открыт в 1916 году.

Фото: Василия ДУБОВСКОГО

Бывший железнодорожник ещё надеется услышать в Крестцах гудок тепловоза

Мечта Вячеслава Амосова год от года удаляется из виду. Но это его мечта, а раз так, то он всегда разглядит последний вагон. 

И ведь всё сдано в музей — артефакты, которые удалось собрать на закрытом перегоне Валдай – Крестцы. Кстати, после реконструкции Крестецкого краеведческого музея экспозиция «железнодорожного зала», что называется, смотрится. Даже сама профессия железнодорожника — музейный раритет. Вот такие инструменты у них были, вот с такими фонарями они пути обходили, вот на такой технике объезжали. Модерон называется — эта двухколёсная штуковина передвигалась по одной линии рельс, держа баланс. 

Главный здешний экспонат ни в какие залы не поместится. Это уникальный (в наших краях другого такого нет) арочный мост, построенный через речку Ярынью в 1916 году. Царские инженеры планировали проложить дорогу Валдай – Нарва. Удалось построить два отрезка: Валдай – Крестцы и Новгород – Луга. Новгородская ветка действует и сейчас. 

Добраться до моста несложно. Федеральная трасса, проезжая грунтовка и чуть более километра пешком по шпалам. Бывший перегон – как широкая лесная тропа. Ещё несколько дней назад она вся была покрыта плотным снегом. Только на мосту и по берегам Ярыньи уже весна. Ещё немного — и она украсит здешние склоны цветущими подснежниками. 

Мост расположен примерно посредине 58-километрового перегона, на административной границе двух муниципалитетов. Валдай на своей стороне отгородился от Крестец ёлочками, проросшими между шпал. 

— Когда я водил здесь поезда, часто возникало желание остановиться, чтобы полюбоваться, погулять, — говорит Вячеслав. — Особенно нравилось зимой при свете луны, когда отражались арки моста. Это был просто сказочный вид.

Перегон закрыли в 2011 году после схода с рельс грузового состава. Ввиду аварийности путей: деревянные шпалы определённо пора было менять. В последние годы жизни дороги скорость по ней упала до 15 километров в час. Пригородный поезд не ходил с 1992 года. Там было пять вагонов: три пассажирских (в том числе один детский, где дядям не дозволялось курить), один багажный и один хлебный. Его цепляли на станции Бологое, обеспечивая хлебобулочными изделиями железнодорожников и всех, кто проживал близ магистрали.

Всё в прошлом: на ближайшей к Крестцам станции не осталось ни одной постройки. Называлась она Ерынья. Хотя речка и деревня – Ярынья. Это уже не важно – ошибка вычеркнута.

Вячеслав Амосов: «Возможно, история нашей железной дороги — это и есть моё предназначение?». Фото Василия ДУБОВСКОГО

И ещё одна забавная аналогия: в своё время развитие железных дорог окончательно решило судьбу ямщика. Теперь же в Крестцах, как не стало железки, вернулся Никитич, местный извозчик. Как проект, конечно, а всё же…

Жалко, что до Ярынского моста не доехать. Исключено: рельсы на перегоне по большей части сняты и оприходованы. И туризм тут получается в основном стихийный, что ли. Мост, например, облюбовали любители острых ощущений — банджи-джампинга. Короче, у них тут тарзанка. С моста и до воды — 18 метров. А если просто по нему погулять, то около 80-ти. Это его длина. Да, на перила налегать не надо бы. Тогда уж лучше с тарзанки.

Одинокий замочек над водой говорит нам о том, что традиция отмечать тут свадьбы пока не прижилась.

Известно, что мост притягивает «кладоискателей». Это потому, что его координаты включены в реестр всемирной игры в геокэшинг.

Но гораздо полезнее для него — попадание в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Свершилось это год назад: железнодорожный каменный арочный мост через реку Ярынью официально стал памятником. После чего муниципалитет нашёл возможность провести благоустройство и открыть смотровую площадку. Получилось вполне симпатично.

Если присмотреться, то видно, что каждая из гранитных облицовочных плит имеет свой номер.

— Есть версия, — объясняет нам Вячеслав Амосов, — что мост сначала собирали на специальном полигоне с соблюдением особенностей ландшафта. Испытав сооружение, разобрали, привезли и уже окончательно собрали здесь.

Наверное, Вячеслава можно назвать однолюбом. Это место и этот мост он впервые увидел ещё ребёнком.

— Каждое лето родители ездили в Армавир, — вспоминает он, — и наше путешествие неизменно начиналось с поезда на Валдай. Самым интересным на каникулах была для меня эта дорога. Когда вырос, поступил в железнодорожное училище.

В прошлом году муниципалитет обустроил смотровую площадку. Фото Василия ДУБОВСКОГО

После закрытия перегона он ещё пару лет поработал на линии Валдай – Бологое. Пока и эти рейсы не были прекращены. Чтобы и дальше оставаться железнодорожником, надо было переезжать. Из Крестец? Ну нет! Всё-таки родина есть родина.

В 2013-м организовал, как он говорит, «экспедицию неравнодушных людей». Прошли пешком от Валдая до Крестец. Сбылось давнее желание посмотреть на дорогу не из кабины тепловоза. Ну и для её популяризации были набраны очки. В 2016-м — к 100-летию дороги и моста — открылась экспозиция в местном музее. Вячеслав передал в дар собранные артефакты. 

Этот мост для него — не только замечательное в своём роде инженерное сооружение, не только красивый объект. Это уже мост между прошлым и будущим. История, которую надо сохранить и передать. У него есть помощники, он же работает в школе. В 2020 году вместе с ребятами вошел в число победителей Всероссийского проекта «Музейный волонтёр». Так что всё путём. Не бывает, что все дороги ведут в тупик. Только у тех, кто себя так настроил. Впереди должно быть что-то яркое, как огни тепловоза в ночи. И звонкое, как его гудок. Ну нравится ему этот звук, что тут поделаешь.

Теги: Ярынья, мост, Новгородская область, Крестцы