Театру безграничных возможностей «Жест» — 40
Вечная любовь,
Верны мы были ей,
Но время зло…
Эта музыка и сама — как вечность. Подчиняет, владеет. Кружатся пары. Необычные — один из партнёров на коляске. И потому ещё танец обязательно закружит. А музыка — ещё сильней.
Время — жизнь. Время — танец пары стрелок на циферблате. И время зло? Кто не хотел бы встать с коляски? Но посмотрите, какие глаза вот у того парня, как он смотрит на партнёршу, как заботлив в каждом движении! Разве он не счастлив в эти минуты?
У театра «Жест» много красивых и трогательных номеров. Но с музыкой Мишеля Леграна из кинофильма «Шербурские зонтики» — особое совпадение. У «Зонтиков» нынче тоже юбилей — 60. Да, уже. А у «Жеста» в таком случае — пока ещё. Да, только 40. И новгородцы в очередной раз проявили к театру «вечную любовь»: зал Дворца культуры и молодёжи «Город» (около 600 мест, между прочим) был полон.
Танцуют все!
— Может, не будем вспоминать все 40 лет?
Основателя театра и бессменного его руководителя Надежду НАЗАРОВУ я застал в «вечных» хлопотах. Ещё бы — накануне праздничного концерта. В общем, договорились о последних пяти годах. Непростых, ведь значительно поменялся состав.
— Что ещё изменилось? — задаётся вопросом режиссёр. — Пришлось освоить новый вид репетиций — дистанционный. Да-да, это всё ковид. А ещё теперь при театре есть лаборатория инклюзивного творчества. И именно с этими ребятами мы поставили «Сказки для добрых сердец» по произведениям Натальи Абрамцевой.
И что это за амплуа — инклюзивное творчество? Реально новая ступень в творчестве коллектива. Когда-то театр работал, имея в своём составе неслышащих актёров. В чистом виде — «Жест». Потом в нём стали появляться ребята с совершенно разными проблемами со здоровьем. Как? Почему? Они такие пришли.
— Мы же не отбираем детей, — говорит Надежда Павловна. — Но мы стараемся учесть их особенности.
Помочь раскрыться, стать общительнее, увереннее. «Ой, а танцевать я не умею!» — здесь так не бывает. «Да умеешь, просто об этом ещё не знал!» Так всегда было. Уходили — возвращались. Создавали семьи, даже династии. Например, у Ольги Гольцман мама — из первого состава. Здесь, в театре, Ольга нашла свою любовь. У неё двое сыновей. И три образования! К слову, несколько своих студентов есть у «Жеста» и сейчас.
Не было вот чего — соединения в одном спектакле актёров с разными ограничениями. Это очень непросто. Но это и очень весомый аргумент в пользу «Театра безграничных возможностей». Красота, преодоление, радость — страшная сила!
Не вопрос
— Я тут самый старый! — «представляется» Илья КОНДРАТЬЕВ.
Вообще-то он моложе своего театра, просто пришёл сюда ещё ребёнком. И если спросить его, в чём именно он участвует в театре, то ответ будет таким:
— Во всём!
— Самое памятное и дорогое?
— Спектакль «Жаворонок», где я играл Бодрикура. И «Прости меня» — там про войну, а я играю Восточного человека. Оба персонажа — с серьёзным таким характером. Ух!
— Что для вас театр?
— Второй дом. А Надежда Павловна — как вторая мама. Новые работы, знакомства, поездки. Мир стал гораздо шире. Мне вот посчастливилось побывать в Индии — нас из театра там всего четверо было. От нас просто не отходили. Нашу программу принимали с восторгом.
Денис ТЕРЕНТЬЕВ (он почти ровесник Ильи) относит себя к «молодым»: дебютировал на предыдущем юбилее. Вне театра себя не представляет. Это невозможно. Совершенно. Потому что здесь легче жить. Именно так.
— Денис, похвалитесь воспоминанием.
— Забыл, где это было. Не в Новгороде, нет. Но тоже очень хорошо принимали — аплодисменты, цветы. Я стою со всеми на сцене, причём в костюме коровы. И вдруг чувствую что-то у себя в руке. Простите! Конечно же, в копыте. Это была роза…
Остаётся добавить, что и на 40-летии театра «Жест» молодой человек не остался без «розы».
Елена КИРИЛОВА, заместитель председателя правительства Новгородской области:
— Надежда Павловна Назарова — уникальный человек. И её «Театр безграничных возможностей «Жест» — уникальный. На протяжении многих лет он объединяет талантливых, инициативных и творческих людей. Здесь каждый может раскрыть свой потенциал, почувствовать себя нужным и важным. Постановкам театра «Жест» аплодируют во всех странах и городах, в которых благодаря своему жизнелюбию и активности выступают участники.
Другое дерево
По традиции каждые пять лет театр присуждает «золотые маски» — Веры, Надежды и Любви. А Денис — человек надёжный: раньше всех приходит, позже всех уходит. Надо колёса танцорам подкачать — он тут как тут.
Добрые слова, цветы, дипломы. Хореографу Наталье Агафоновой, помощнику режиссёра Фёдору Назарову, переводчику русского жестового языка Галине Гордиенко… Галина Васильевна, кстати, объявляла все награждения. Кроме своего собственного, конечно.
— Наша земля — родина первооткрывателей, — сказала в своём поздравительном слове руководителю и коллективу театра заместитель председателя правительства Новгородской области Елена КИРИЛОВА. — И среди них своё место заслуженно занимает «Жест».
Они действительно были первыми. Это сейчас в стране работает много подобных коллективов, проводятся конкурсы с их участием — театральные, танцевальные. Но! Несмотря на определённую творческую конкуренцию «Жест» успешно поддерживает своё реноме. Далеко ходить за примерами не будем: вспомним хотя бы про первое место новгородцев на прошлогоднем фестивале в Калининграде.
Юбилей собирает друзей. Их много у этого коллектива. Ещё ни одной поездки театра не обошлось без помощи спонсоров. И в организации такой поддержки непременно участвует Всероссийское общество инвалидов.
— Вы всегда будете нарасхват! — это слова председателя Новгородского отделения ВОИ Александра ТЕРЛЕЦКОГО. — А для нас — самыми лучшими.
Добавим, что это говорил обладатель «маски «Вера» театра. А «Любовь» театра — Мария Теренина.
На экране — ретроспектива в репортажах Новгородского телевидения о наиболее значимых событиях в жизни театра. Этот сюжет на концерте представляет телеведущая Оксана Сас. А потом на сцену выходит её дочь Анечка, студентка НовГУ, актриса театра «Жест». С трепетным до боли монологом «Я такое дерево».
Что наша жизнь? Игра! Что такое театр «Жест»? Это как первая любовь. Вечно первая.
Теги: театр, Жест, Великий Новгород, культура, общество