Воскресенье, 22 декабря 2024

Мария Клапатнюк

Приходи на «Сеновал»

В пуньке можно и косу в порядок привести, и от летнего зноя отдохнуть. А взрослые могут ещё и попробовать себя в качестве косарей.

Фото: Марии КЛАПАТНЮК

Как парфинцы пуньку строили, сено косили и гостей встречали на фестивале народного творчества

На исходе июня в поле — красота: зелёное разнотравье по пояс, аромат дивный, шелест нежный. Одно слово — лето.

А если рядом речка да копна сена, угощения на нарядных полотенцах, народная звонкая песня, то и вовсе счастье.

Рукотворное диво дивное в минувшие выходные у себя дома, на берегу Ловати, устроили парфинцы: пошушукавшись между собой, взяли да и собрали гостей на областной фестиваль «Сеновал». И вышло у них это очень ладно.

Главный герой действа, конечно, сено. Фотозоны — слово новомодное, но куда же без современных тенденций — из него. Фигуры — из него. Его же, душистое, заготавливать впрок, косить — на корм скотинке.

А пока стёжка косится, на поле поют, плетут венки, играют в народные игры, рассказывают сказки. Гости собираются со всей области, только улыбаются: молодцы парфинцы, хорошо придумали, надо бы и нам так!

Пунька в деле

Удивлять гостей на «Сеновале» решено было парфинской пунькой. Услышав хитрое словечко, и впрямь наморщишь лоб: что за невидаль? Как признаётся Светлана ГРИГОРЬЕВА, сотрудник Парфинского дома культуры, а на фестивале — хозяйка пуньки, далеко не каждый житель посёлка сейчас вспомнит, что это такое.

— Из всех строений на дворе пунька — самая неприметная. А меж тем роль у неё важная: весь инвентарь, связанный с сеном и покосом, хранился именно в ней. Пунька, или пуня, стояла во дворе или на дальнем покосе, куда работники уходили на несколько дней. В ней отдыхали, готовили еду, точили и отбивали косы, — объясняет Светлана Григорьева.

Современная фестивальная пунька — лёгкая и вместительная, потому что надувная. Раз — и готова, стоит в поле. По осени парфинцы получили грант на изготовление старой доброй пуньки, просмотрели архивы, сочинили эскиз, заказали! Экспозицию для пуньки собрали по посёлку и окрестным деревням.

Рассудили так: благодаря пуньке-новоделу дети, да и взрослые тоже, смогут соприкоснуться с культурой предков, вспомнят местные обычаи, попробуют себя в качестве косарей, узнают о том, что сено — не только расходный материал, что оно может стать основой для декоративного творчества.

Тем более что теперь в пуньке любопытствующих встречают не только сено и инвентарь, но и большой самовар, бабушкин сундук.

Фото Марии Клапатнюк

Кто сейчас косить умеет?

Это только кажется, что провести фестиваль — дело нехитрое. Собирайся да песни пой. На практике — совсем другое. Вот, например, решили парфинцы провести конкурс косцов: травы на поле — коси не хочу, да вот беда: мужики то ли не умеют, то ли стесняются, да и хозяйки отмалчиваются.

Худо-бедно набрали трёх смелых да ловких, у кого коса в руках — при деле. На покос мастериц отправили со всеми положенными обрядами и оберегами, получилось красиво.

А вот в поле оказалось, что сноровка нужна ого-го! Во-первых, косить надо рано утром. Чтоб воздух прохладный, а трава в росе — коса по ней тогда идёт легко и ладно. Ещё нужно к косе привыкнуть, абы какой махать не пойдёшь: выйдет что топором. Ну и, главное, уметь надо!

— Сейчас-то всё триммером косят: он траву портит, рвёт, а коса – режет. Кроме того, косой на заре поработать — удовольствие какое, красота! — признаётся Светлана Григорьева.

Вышедшие в поле хозяйки — все с опытом: не один десяток лет держали дома коров — одну, две, а то и четыре сразу. А кормилицам нужно заготовить с запасом, чтобы щедро делились молоком.

Когда тропинки, отмеренные на конкурс, остались позади, скошенная трава полегла, а мастерицы утирали пот со лбов, решено было, что все они молодцы и заслуживают победы. За уменье и смелость. Тут и мужички подтянулись, взялись за косы, сделали по паре взмахов, правда, дело далеко не пошло: не косится. Вот если б свой инструмент в руки, тогда иной разговор...

Уехать с «Сеновала» без красивого фото было невозможно. Фото Марии КЛАПАТНЮК

Всему своё время

Народу парфинский «Сеновал» собрал не мало: гости из шести-семи районов, опять же — новгородцы да ещё заезжие, из Ленобласти. Но при этом и не много: поле, подготовленное для праздника, может вместить в себя куда больше! Вот только как заинтересовать молодёжь, привить им любовь к обычаям не то что отцов, а дедов и прадедов, и нужно ли?

Василий СЕМЁНОВ, учитель физкультуры Федорковской школы, а на поле — хозяин в пуньке, об этом имеет собственное мнение: всему своё время, торопиться и торопить в таком деле не нужно.

— Хочешь обидеть внука, а их сейчас у меня восемь, отбери у него телефон! А для меня что было в детстве самое страшное? Какое наказание? Не прополешь грядку — на рыбалку дед не пустит! Хочешь не хочешь, а прополешь, — смеётся Василий Алексеевич. — Или вот ещё внучки: ягоды из леса? Не хочу! Грибы собирать? Скучно! А вот чипсы есть и запивать газировкой — это пожалуйста.

Но не всё так плохо, уверен физрук: пусть для начала окунутся в нынешнее современное, попробуют, насытятся, оценят, а потом всё равно потянет их домой, на свою картошечку с тушёночкой да в лес за местными дарами.

— Это мы всё проходили, знаем. Наше дело тут какое? Если не приумножить, то хотя бы сохранить и передать, чем и занимаемся и на фестивалях, и каждый день, встречая детей и внуков из больших городов, — объясняет Семёнов.

* * *

Пока народ честной пел да косил, из-за Ловати налетела буйная летняя гроза с ветром, пылью, всполохами молний. Куда в поле спрятаться?

Вот тут-то и спасла гостей — не всех, конечно, а тех, что самые смелые, не разбежались, — надувная, а всё же надёжная парфинская пунька: в неё набились тесно. Сначала молчали, а потом кто-то затянул песню, многие подхватили. И вышло ладно!

А шум дождя и раскаты грома стали музыкальным сопровождением. Главное, что на душе было тепло и уютно.

Пунька — это хранилище инструментов и инвентаря для сенокошения, кормовых растений, яровой соломы, мякины. Проще говоря — сарай, связанный с сенокосом.

Теги: Парфино, Сеновал, фестиваль, новгородское лето