Пятница, 17 мая 2024

Редакция

Игра как объект изучения

{thumbimage 150px 1} Практические опыты на отдельных уроках в школе - дело обычное. Но есть в Новгородской области целые учебные заведения, признанные «экспериментальными площадками».
Как следует из сообщения комитета образования, науки и молодежной политики региона, на последнем совете по развитию инновационной деятельности, такой статус был присвоен трем образовательным учреждениям: Боровичской средней школе № 8 с углубленным изучением математики и английского языка, Новгородской гимназии «Исток» и Валдайской средней школе № 1 имени М. Аверина.
По словам главного методиста Новгородского института развития образования Елены КАЗАКОВОЙ, ежегодно более десятка учебных заведений региона разрабатывают предложения и подают заявки на признание их опытными площадками. В ходе эксперимента, рассчитанного, как правило, на два-три года, где обобщается опыт конкретных педагогов или творческих групп по отдельным направлениям деятельности, исследователи должны доказать возможность широкого педагогического и образовательного применения их наработок.

Так, например, гимназия «Исток» до 2014 года будет анализировать опыт проведения у себя игры «Дебаты».
- Как школьное состязание эта игра начала проводиться в областном центре еще в 90-е годы, - объясняет заместитель директора учреждения Майя АЛЕКСЕЕВА. - Потом был перерыв, но три года назад мы вернулись к этой методике и по сей день активно ее применяем. А эксперимент наш состоит в том, что мы не просто проводим внутришкольные, городские или даже областные состязания, руководствуясь принципом: игра ради игры, а в том, что разрабатываем мероприятие так, чтобы у детей формировались универсальные учебные навыки - уметь работать с информацией, излагать мысли, работать в команде, слушать, обобщать и так далее. Причем все больше учителей нашей гимназии применяют дебаты и как внеурочную, и как одну из основных учебных форм работы с детьми.
По мнению Алексеевой, ребятам такая игра пришлась по душе - часто они сами предлагают темы для обсуждения, например: мешает ли компьютер учебе или нужны ли в школе домашние задания.
Елена Казакова говорит, что статус «экспериментальной площадки» не дает заведениям никаких преференций, не предусмотрено и материальное поощрение авторам проектов. По словам Алексеевой, подобные проекты заставляют педагогов думать иначе, проявлять инициативу в работе, повышать свой профессиональный уровень: «Когда все только начиналось, дебаты продвигали всего четыре педагога гимназии, сейчас почти все наши учителя применяют эту методику».
Останавливаться на достигнутом «Исток» не собирается - в прошедшем учебном году педагоги начали осваивать кейс-метод - это когда на уроке учитель в роли ведомого, а ведущую роль играют дети.

Людмила ДАНИЛКИНА

Фото Владимира БОГДАНОВА