Среда, 17 июля 2024

Редакция

Дорожный регламент царя Гороха

{thumbimage 150px 1}Недавнее заявление министра транспорта Российской Федерации Игоря Левитина о том, что вследствие плохого качества компонентов, входящих в состав асфальта, дороги в России нужно строить из цемента, мы попросили прокомментировать известного правозащитника, члена правления общественных организаций федерального уровня «Свобода выбора», «Всероссийское общество автомобилистов» и Комитета по защите прав автомобилистов Александра ХОЛОДОВА:
- В принципе давно существует такая проблема, когда действующая система в строительстве дорог не позволяет ввести никаких новых технологий.
Например, какая-то компания изобрела новый замечательный компонент, который бы входил в состав покрытия автомобильных дорог. Но даже если бизнесмены докажут властям, что это новый замечательный состав, показавший качества лучше всего того, что использовалось ранее, тут же начнутся проблемы с конкурсом, с антимонопольщиками и с другими структурами, осуществляющими надзор в данной сфере. Причина? Да очень простая: получается, какому-то отдельно взятому производителю отдаётся предпочтение, а ведь это противоречит действующему законодательству. Которое, впрочем, не менялось со времён царя Гороха.
Получается, что только формально всем нашим нанотехнологиям и изобретениям горит красный свет. Единственное, что можно сделать в данной ситуации - построить экспериментальные куски дорог на свой страх и риск. В таком случае оформляться это будет не как строительство дороги, а чуть ли не как испытание новых технологий, за что денег платить у нас не принято.
Поэтому, на мой взгляд, нам сейчас требуется детальная переработка стандартов и подходов к организации конкурсов. Я думаю, в данном случае помогут, например, те же дорожные фонды и система, при которой каждая организация-подрядчик будет получать средства на строительство и ремонт дорог вперёд, допустим, на 10 лет. И состояние дороги все эти годы будет только её головной болью, денег больше никто ей выделять не будет! И это, кстати, обсуждается уже давно, ибо у нас сейчас сложилась такая система, при которой компания получает деньги, по сути за то, что дорога находится в плохом состоянии.
Теперь что касается бетона и цемента - нужно взять какую-нибудь дорогу и сделать её экспериментальной. Только не какую-нибудь заброшенную, а нормальную, ходовую, пропускающую большое количество автомобилей в сутки. Например, взять в том же Великом Новгороде какую-нибудь центральную улицу и проводить постоянные наблюдения и исследования в зависимости от температуры, климата... На Северо-Западе климат такой, что весной и осенью часто переходит температура через «ноль» - грубо говоря, вода то растает, то замёрзнет. Надо брать и наблюдать! А без этих исследований что нам могут предложить действующие законы, ГОСТы и СНИПы? Ничего — только бетонные плиты. И каждый понимает, что никакой автомобиль не будет «дружить» с их стыками.