Среда, 01 января 2025

Редакция

Литературная катастрофа

{thumbimage 150px 1}В этом году в Новгородской области ЕГЭ по литературе сдавали около 150 человек, что на полтора десятка больше, чем в 2010 году. Но среди учащихся только 5 или 6 написали яркие, оригинальные работы. Причиной тому, считают специалисты, является не только потеря интереса к чтению среди молодежи, но и малый «удельный вес» литературы в школьной программе. В итоге после окончания школы классическая литература интересует только 10% читателей. В то же время в учебных заведениях, в том числе и Новгородской области, основное внимание учителей обращено на русский язык, по которому ЕГЭ сдают все. А вот ряд важнейших произведений Толстого, Достоевского, Шолохова отводится на самостоятельно изучение.
Может быть, литература как предмет вообще не нужен и его стоит преподавать на факультативной основе? По данной теме свое мнение высказывает доктор филологических наук, профессор кафедры русской и зарубежной литературы НовГУ Татьяна ИГОШЕВА:
- Сейчас мы со всех сторон слышим, что невозможно заставить учеников читать. Мощная притягательная сила для подростков заключена в телевидении, компьютерных играх, интернет-общении. Это все работает против культуры чтения, которую необходимо развивать и поддерживать. К сожалению, в современной семье все чаще предпочитают посадить ребенка за просмотр мультфильмов, нежели за книжку.
Существует мнение, что в советские времена много читали, потому что пресекалась любая инициатива: энергия, которая могла быть направлена на изменение действительности, вынуждена была реализовываться лишь в форме читательского сопереживания. В наше время живая действительность оторвала большую часть читателей от книги. Более того, современное общество требует от человека становиться именно деятелем, а не созерцателем. Однако здесь имеется одно «но»: чтение литературы - это самый быстрый и естественный способ научиться мыслить оригинально, что так ценится в нашем обществе. И как университетский преподаватель я вижу, как год от года литературная подготовка абитуриентов падает, а с ней снижается и способность самостоятельно мыслить.
Одной из причин этого является то, что прежняя форма экзамена в виде сочинения по произведению, а также устного экзамена по литературе требовала совершенно иной подготовки как учеников, так и учителей. Так, ученик более ответственно относился к изучению литературы, чем современный выпускник. Теперь же в результате развала традиционных форм обучения мы получаем студентов-филологов, не умеющих делать элементарных вещей: понимать и пересказывать текст, связно изложить свое мнение по поводу прочитанного, письменно раскрыть ту или иную тему. Все говорит о том, что мы уже живем внутри гуманитарной катастрофы. Это в полной мере демонстрируют результаты ЕГЭ по литературе.
У учителей и специалистов-филологов есть множество претензий к ЕГЭ по литературе, который выпускники сдают по выбору уже четвертый год. Некоторые из них заключаются в типах и формулировках заданий. В первые годы, когда проводилось ЕГЭ, ученикам предлагалось ответить на вопросы типа: «Как звали слугу Обломова?» или «Под каким транспортным средством окончила свою жизнь Анна Каренина?». Что можно проверить такими вопросами? Абсолютно ничего. В последние годы эти безумные задания исчезли, но некорректно сформулированные вопросы все же остаются. Например: «Кто из русских поэтов признавался в своей любви к женщине и чем их произведения близки стихотворению Тютчева?». Самый распространенный ответ сегодняшнего ученика: «Пушкин в стихотворении «Няне». Но попробуйте объяснить школьнику, что это совсем не та любовь, о которой пишет Тютчев.
Следующее: для того чтобы верно ответить на большинство вопросов, достаточно лишь ознакомиться с «кратким содержанием». Отсюда общая «серость», скучная неинтересность ответов. Также из-за «краткого содержания» зачастую в головах абитуриентов возникает винегрет. Так, в одной из работ читаем: «Пьеса Достоевского «Ревизор» начинается с любовной сцены, где Молчалин и Чацкий ухаживают за Софьей». Уходит чувство социально-исторического контекста, поэтому возможной оказывается такая фраза: «У Раскольникова была однокомнатная квартира, и что ему еще нужно было в жизни!».
Нужно сказать, что в школах Великого Новгорода практически не осталось классов гуманитарного направления с приоритетным изучением литературы. Многие сложнейшие произведения, например, «Война и мир» Толстого, из-за нехватки часов остаются на самостоятельную работу. Но этого ни в коем случае нельзя допускать - ученики просто не поймут всей глубины мысли великого писателя. Да и вообще, один школьник, прочитав фразу «Пьер Безухов распечатал письмо Андрея Болконского», очень удивился: «Разве тогда уже был принтер?». А оригинальный язык Гоголя уже кажется выпускникам архаичным.
Что же способно помочь решить данные проблемы? Одним из вариантов стала инициатива организации в Великом Новгороде центра дополнительного литературного образования для старшеклассников, с которым выступила кафедра русской и зарубежной литературы НовГУ.
В следующем учебном году школьникам здесь будет предложено расширенное и углубленное изучение русской литературы. Преподаватели центра дадут ключи к пониманию литературного текста, секреты технологии его создания, уроки ораторства и культуры речи, а также будет вестись мастерская по обучению написания сочинения и художественного текста. Одаренные старшеклассники смогут здесь подготовиться к олимпиаде по литературе, выпускному экзамену, расширить свое понимание произведений классики. Вести занятия в центре будут преподаватели кафедры русской и зарубежной литературы. На занятиях ученики смогут не только пополнить свои знания, но и реализовать свой творческий и научный потенциал.