Понедельник, 25 ноября 2024

Редакция

Пограничная жизнь

{thumbimage 150px 1}Обитатели холмской деревни Тогодь без дела не сидят и в город переезжать не собираются

На границе Холмского и Марёвского районов и Тверской области  находится деревня Тогодь. Краеведы утверждают, в селении начиная с XV века делали деготь. Возможно, отсюда и название. Люди здесь и в давние времена были охочи до работы, и сейчас не бездельничают, несмотря на многочисленные проблемы.

В самом расцвете сил

Центральная усадьба Тогодского сельского поселения, включающего 49 населенных пунктов, встретила нас ухоженными дворами, цветниками у домов да стайками ребятишек на улице.

- Тогодь - деревня, несмотря на свою древнюю историю, молодая - по возрасту жителей, - начала беседу глава поселения Анна ГОЛУБЕВА. - В начале 1980-х здесь был образован совхоз, молодые специалисты со всех уголков страны съехались. Велось строительство, жилье люди получали. Деревня разрослась. Сейчас у тех, кто тогда начинал, дети уже выросли, внуки рождаются. Но вот что примечательно: молодежь остается здесь. На территории поселения сохранена социальная инфраструктура, позволяющая сельчанам жить полноценной жизнью: магазины, автолавка ездит, есть два ФАПа, четыре клуба, пять библиотек, отделения связи, школа с интернатом для  ребят из отдаленных сел, детский сад.

Но рабочими местами поселение похвастать не может. Есть  лесозаготовительная фирма, женщины трудятся в бюджетных организациях.  Мужчины же предпочитают вахтовым методом работать в Москве.

- У наших жителей проблема старения кадров приобретает видимые очертания, - продолжает глава поселения. - На днях на районном совещании по образованию был поднят вопрос нехватки молодых учителей. Привлечь ребят на село можно жильем. И в Тогодском, и в других поселениях есть муниципальные квадратные метры, но дома эти нуждаются в ремонтах. Нам одним решить такой вопрос не под силу - в рамках бюджетных средств Тогодское поселение в 2011 году на приведение в порядок муниципального жилья может израсходовать всего 100 тысяч рублей. Это капля в море. А вот если бы вопрос был решен в районе, возможно, при поддержке областного бюджета муниципалитет получил бы резервный жилищный фонд для обеспечения специалистов, приезжающих работать на село. Мы неоднократно поднимали проблему на районном уровне, но дальше разговоров дело пока не идет.

В Тогодской администрации понимают, что заработки на стороне устраивают далеко не всех сельчан, поэтому ищут варианты трудоустройства на месте. Так, активно население вовлекается в программу самозанятости - в ней уже участвуют 20 человек. По словам Голубевой, люди берут деньги для работы на земле. Или же для откорма скотины на мясо - в этом помогает проект райпо.

Молочные берега

А вот поголовье коров сокращается в деревнях поселения. Причина, по словам депутата Хомской районной думы и хозяйки личного подсобного хозяйства Валентины КУДРЯШОВОЙ, в том, что закупочная цена на молоко от населения в этом году очень низкая:

- В 2010 году мы сдавали молоко по десятке за литр. В этом же году райпо, сделав расчет, предложило нам всего шесть рублей. В деревне по данному вопросу сход граждан проводился, все отказались за такую цену отдавать продукт. Посудите сами: мешок комбикорма, а его хватает на одну неделю, стоит 400 рублей, плюс затраты на покос, заготовку сена... Шесть рублей за литр не окупает наших затрат, поэтому многие хозяйства сокращают количество буренок. Так, у меня в 2009 году было четыре коровы, нынче только одна - для нужд  семьи.

В администрации поселения сказали, что пользуясь пограничным положением, пытались найти возможности сбыта молока в соседних районах и регионах: просчитывались варианты доставки и в Демянск, и в Тверскую область, но все они оказались невыгодными для молокоперерабатывающих предприятий.

Заместитель главы Холмского района Николай ГОРОШКЕВИЧ объяснил, почему в этом году сложилась такая ситуация с закупом молока от населения:

- В предыдущие годы наше молоко возила специализированная машина одного из районных предпринимателей на завод в Поддорье. Бюджет Холмского района выделял на доставку литра молока первого сорта 2,5 рубля дотации. Молоковоз может четыре тонны увезти, если они набираются. При полной загрузке гонять машину было выгодно. Но в последние годы молоковоз набирал всего 300-400 литров, объезжая граждан и крестьянские хозяйства. Понятно, что жителям было удобно - прямо от дома забирают молоко по приемлемой цене, но бюджет муниципалитета нес убытки. Поэтому в текущем году мы отказались от такой формы работы с населением, предложив райпо Холмского района заняться сбором у населения молока. А их специалисты, с учетом количества хозяйств, где держат коров, рассчитали: чтобы была прибыль, молоко можно покупать не дороже шести рублей за литр. Население отказалось.

Горошкевич признал, что в районе идет сокращение крестьянских  хозяйств: если в прошлом году их было 14, то сейчас - 11. Выход из сложившегося положения в администрации района видят в том, чтобы активно оказывать помощь в поиске рынков сбыта, в вопросах кредитования и покупки сельхозтехники именно фермерским предприятиям. Но как бы там ни было, крестьяне один на один оказались с проблемой реализации молока.

Фермера Хусейна ТОХАЕВА мы нашли на поле в 50 га, где в этом году он посадил картофель:

- У меня стадо овец и 100 коров, включая молодняк. На днях пришло извещение от энергетиков о том, что киловатт электричества стоит пять с лишним рублей, а молоко нам предложено сдавать по шесть рублей. За прошлый месяц за свет я должен выложить девять тысяч рублей. Мне кажется, ответ на вопрос, выгодно ли заниматься молоком, очевиден: нет.

Фермер рассказал, что он объездил все соседние районы на предмет сбыта молока: куда-то далеко везти - оно может скиснуть, а где-то, как на старорусском предприятии «Лакто-Новгород», отказались брать, объяснив, что молоко на продажу готовят из порошкового сырья.

Куда Тохаев девает молоко? Жена дома перерабатывает - делает и сметану, и творог, и сыр, и масло. Потом продукцию предприниматель продает в Холме на рынке - расходится хорошо. Но поскольку молока много, в домашних условиях переработать все невозможно.

- Сложившаяся ситуация заставляет меня переориентировать хозяйство, - резюмирует Хусейн Наныкович. - В ближайшее время в Псковской области закуплю 50 телят мясной породы и буду постепенно свое поголовье переводить с молока на мясо. Нелегко сельским хозяйством заниматься, но бросать это дело, тем более переезжать в город, я не собираюсь.

Медовый сбор

Продолжая разговор о том, что может современный крестьянин сегодня делать в сложившейся ситуации, Анна Голубева снова вернулась к теме самозанятости, сказав, что хотя в основном люди расходуют полученные средства на покупку свиней для откорма и последующей сдачи мяса, есть и исключения. Например, молодая семья вложила деньги в пчел.

- Родители моей супруги занимаются медом не один десяток лет. Я по образованию технарь, и когда приехал работать в Тогодь, про пчеловодство мало что знал. Но втянулся. Даже получил специальное образование, - рассказывал по дороге на свою пасеку Дмитрий БОРИСОВ. - Много лет мы помогали родителям управляться с большим пчелиным роем, а два года назад решили расширить дело, и жена полученные по программе самозанятости деньги пустила на новые ульи. В прошлом году мы при поддержке районной администрации вошли в областную программу по поддержке субъектов малого бизнеса и получили дополнительную финансовую поддержку. Сейчас у нас вместе с родителями 150 ульев.

Нелегкий труд пасечника весной да в начале лета должен в конце июня - начале июля обернуться урожаем меда. Дмитрий говорит, что последние годы в среднем семья собирала тонну меда. Проблем со сбытом нет - в основном жители района раскупают:

- В прошлом году продавали по 600 рублей за литр. Нынче на 100 рублей дороже будет. Предложения от оптовых закупщиков есть, но они готовы брать мед лишь значительно дешевле нашей цены. Слышал про то, что глава региона призывает пчеловодов активнее работать и обеспечивать медом открывшееся в Батецком районе предприятие по расфасовке. Я не против, но опять-таки: какова будет цена вопроса? Я согласен уступить оптовику, но немного, ведь затраты на содержание пчел большие. Обдумываем вариант создания собственного мини-производства с полным циклом получения и обработки меда, но на это потребуется более одного миллиона рублей.

*   *   *

В последние годы, бывая в селах в разных районах области, постоянно слышу о том, что деревня вымирает, потому что работы нет, поля заросли, молодежь уезжает в города, а старикам не под силу уже копать да сажать. И вдруг - Тогодь! Поверьте, я специально не выискивала положительную во всех отношениях деревню. Выбрала наугад, подойдя к карте региона.  Тогодь, на мой взгляд, - пример того, как должно жить и развиваться село. Проблем здесь, оставшихся за страницами статьи, немало. Но от них и у местной администрации, и у самих жителей руки не опускаются.

Побольше бы нам таких деревень, и жизнь, глядишь, в глубинке   наладится...

Людмила ДАНИЛКИНА
Фото автора