«Моя мама - учительница. Пока мы с сестрой учились в школе, нам казалось, что мама даже к своим двоечникам относится лучше, чем к нам. Даже сейчас, когда у нас самих дети-школьники, мама по-прежнему пытается нас контролировать и делает замечания. Меня это очень раздражает. Такой же стиль отношений я наблюдаю и в своей семье, ведь моя жена Лариса - учитель. Её очень любят ученики, уважают родители, но наши дети побаиваются. Всё делают с оглядкой на маму, ведь учатся они в той же школе, где работает Лариса. Детям хочется, чтобы мама была просто мамой», - пишет Александр
Учителя часто переносят стиль школьных отношений на своих собственных детей, при этом относятся к родным детям еще более требовательно и строго, чем к чужим. Они лишают свое чадо ласки, нежности, того, что никто другой не сможет ребенку компенсировать... Особенно достается тем детям, которые вынуждены учиться в той же школе, где работает их мама-учительница. Эти ребята испытывают иногда непосильный гнет. Во-первых, им самим не хочется огорчать свою маму, и они пребывают в постоянной тревоге по поводу своих успехов. Во-вторых, мама-учительница постоянно напоминает ребенку, что его поведение и успеваемость характеризуют не только его самого, но и ее, его маму. В-третьих, учителя, которые его обучают, как правило, в большей или меньшей степени шантажируют ученика, привлекая его маму в качестве аргумента.
Не раз мне приходилось работать с детьми, причиной невротизации у которых была описанная ситуация. Самое разумное, по-моему, маме-учительнице и ребенку-ученику ходить в разные школы, если они живут в городе. Ну а уж если школа одна и нет такой возможности, надо маме-учительнице стараться быть только мамой для своего ребенка; учителей у него и без нее много, а вот мама - только одна, и заменить ее никто не может.
Стиль отношений «учитель - ученик» учителя переносят не только на своих детей, но даже на отношения с мужем. Вспоминаю «сцепку» в одной молодой семье. Жена - учительница, очень хорошая учительница, которую любят и ученики, и их родители. Семья принимает гостей, я - в их числе. Жена накрывает стол, муж ей помогает. Очень спокойным, но строгим голосом она отдает ему распоряжения. Молодой муж оплошал, принес из кухни что-то не то, что велела жена. Каким взглядом наградила его учительница! Да-да, это был взгляд учительницы на нерадивого ученика! Мне стало жаль их обоих...
Не следует думать, что профессиональные деформации являются чем-то неотъемлемым от профессии. Так же, как не каждый заболевает гриппом во время эпидемии, далеко не каждый, кто пьет горячительные напитки, становится алкоголиком, так и профессиональные деформации не поражают каждого, занятого в профессии. Но для того, чтобы уберечь себя от нежелательных изменений, конечно же, необходимо принимать профилактические меры.
Если учитель искренне стремится к профессиональному мастерству, нужно не только и не столько совершенствовать методики преподавания, сколько постоянно совершенствовать себя. Самосовершенствование начинается с самопознания. Только познавая себя, можно познать другого человека, познать мир. Только познавая себя, можно реализовать высшую потребность человека - потребность в самосовершенствовании. Только удовлетворяя свою потребность в самореализации и самосовершенствовании, человек получает истинное удовольствие от жизни, испытывает радость бытия, бывает счастлив.
Людмила ЛОРДКИПАНИДЗЕ