Среда, 17 июля 2024

Редакция

Из пустого в порожнее

Совещание, посвящённое острым экологическим проблемам Подберезья, оставило больше вопросов, чем ответов.

А должно быть, наверное, наоборот. Тем более учитывая, что подберезской проблеме пошел четвёртый год, а мы и сегодня толком не знаем, почему жители посёлка жалуются на неприятный запах, бронхиты, астму и кашель. Многие считают всему виной местный фанерный завод «Флайдерер», использующий при производстве формальдегид.

Одни поддерживают подберезцев, другие подливают масла в огонь, заявляя, что это спекуляции и происки конкурентов. Понять, где тут слухи, а где факты, я надеялась на совещании в администрации области, которое созвали через месяц после апрельской встречи вице-губернатора Александра СМИРНОВА с жителями Подберезья (Новгородский район). Поняла, но не всё.

Например, как быть с версией о том, что источником вредных выбросов может являться не или не только «Флайдерер»? В круг подозреваемых можно включить и «Акрон», где действует цех по производству формальдегидных смол, и целый ряд других предприятий, работающих в Подберезье. Да даже выхлопные газы от автомобилей могут быть причиной всех зол - не забываем, что Подберезье стоит на трассе «Россия». Однако ни представителей «Акрона», ни экспертов, способных дать разъяснения о вреде автомобильных выхлопов, на совещании не было. Было только сказано, что Росприроднадзор ведёт сейчас на «Акроне» внеплановую проверку.

Аналогичный эффект имело заявление генерального директора «Флайдерера» Владимира КОТЕНЕВА о том, что его предприятие готово оплатить приобретение и монтаж в Подберезье стационарного экологического поста. Котенев назвал и сумму - 2,4-4,5 млн. рублей, в которую обойдётся такая покупка, но когда пост будет приобретен, не обмолвился ни словом.

Разговор между противоборствующими сторонами - жителями Подберезья и «Флайдерером» -  большей частью шёл по принципу «сам дурак». Котенев несколько раз повторил, что на его предприятии прошла целая серия экологических проверок, выявленные нарушения устранены, а превышений вредных выбросов, в том числе формальдегида, ревизоры не нашли.

Подберезцы зло парировали: 

- Как только ветер дует с вашей стороны - дышать нечем!

- Вы вот сейчас остановили завод на профилактику, и запаха нет. Как только включите - всё опять начнётся.

Представители завода говорили в ответ про какие-то газы, какой-то скруббер, про 2% формальдегида, про воду... И из этого всего было ясно только, что они - люди образованные и с протестующими не согласны. При этом специалисты контролирующих структур, которых на совещании было немало, предпочитали почему-то не вмешиваться в спор, хотя, по логике, именно они должны были внести ясность.

Елена КУЗЬМИНА