Понедельник, 25 ноября 2024

Редакция

Двадцать лет спустя

{thumbimage 150px 1}Есть подвижки к лучшему, но и проблем хватает

Заместитель председателя комитета Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению Александр КОРОВНИКОВ комментирует федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в РФ».

— Александр Венедиктович, закон об ОМС связывают с продолжением реформы нашего здравоохранения, начатой ещё два десятилетия назад. Вы согласны с такой трактовкой?
— Что и говорить, государство возлагает на обязательное медицинское страхование большие надежды. И это вполне понятно. Ведь нормы закона направлены на более полную реализацию прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи, гарантированной Конституцией. Казалось бы, нет ничего плохого в том, что у человека, застрахованного в системе ОМС, появляется возможность самому выбирать страховщика и лечебное учреждение. Однако у этой реформы есть и оборотная, менее радужная сторона. Финансовое бремя её проведения ляжет не только на федеральный бюджет, но и на обычных россиян и их работодателей.
Со вступлением в силу закона о страховых взносах фискальная нагрузка на фонд оплаты труда для предпринимателей, применяющих упрощённую систему налогообложения (УСН) и единый налог на вменённый доход (ЕНВД) — а это почти 90 процентов всего малого бизнеса, увеличивается в 2,4 раза. Основные отчисления пойдут в Федеральный фонд ОМС — 2,1 процента вместо прежних 1,1.
— Но, с другой стороны, без денежной подпитки любая реформа обречена на провал. Другое дело, насколько значительной будет бюджетная поддержка Центра?
— С подачи Минздравсоцразвития в 2011–2012 годы медицина будет дополнительно профинансирована на 460 млрд. рублей за счёт отчислений работодателей. Доля вложений в реформу от федерального бюджета составит, по данным министерства, ещё больше. Так, 300 млрд. рублей предназначается для укрепления материально-технической базы государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, завершения строительства ранее начатых объектов, а также приобретения новейшего медицинского оборудования. Ещё 24 млрд. рублей — на внедрение современных информационных систем здравоохранения, обеспечивающих переход на единый полис ОМС. На обеспечение стандартов предоставления медпомощи будет выделено 136 млрд. рублей, в том числе на установление дополнительных госгарантий бесплатной медицинской помощи неработающим пенсионерам (по 1000 рублей каждому). На эти цели предусмотрено расходовать 28 млрд. рублей ежегодно. Кроме того, 4,9 млрд. рублей потратят на дополнительную диспансеризацию работающих граждан, детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
— К слову, в рамках программы модернизации здравоохранения Новгородская область уже получила первый транш в размере 341 млн. рублей. Кроме того, заявлено, что в ближайшие два года на покупку медоборудования будет выделено более 1 млрд. рублей…
— Все правильно. Основной денежный поток будет направлен в регионы на расшивку «узких мест» в здравоохранении. Надо только как следует обосновать свои медицинские нужды, чем, собственно, активно и занимаются местные администрации.
— И чем, по вашему мнению, модернизация здравоохранения обернётся для рядового гражданина?
— В Минздравсоцразвития на этот вопрос отвечают просто: тем, что деньги «пойдут за пациентом». В какой-то мере этот принцип присутствует и в нынешней системе ОМС. Медицинские учреждения финансируются на бюджетные средства, которые в свою очередь складываются из отчислений налогоплательщиков. Но есть одна маленькая деталь: объём выделяемых больницам и поликлиникам средств не зависит от того, сколько пациентов они приняли и вылечили и насколько качественно. Даже если в поликлинику придут всего 10 больных и все они останутся недовольны медицинским обслуживанием, свои деньги поликлиника всё равно получит. Дело в том, что право выбора страховой компании сегодня имеет работодатель. Непосредственный же получатель медуслуг вынужден довольствоваться тем, что дают.
Поэтому, по замыслу авторов реформы ОМС, медучреждения поневоле будут вынуждены задуматься над качеством своей работы. Им придётся обзавестись современным оборудованием, повысить квалификацию специалистов, внимательнее относиться к пациентам.
— Кто будет отслеживать качество работы медучреждений?
— Конечно же, распорядители денежных потоков, то есть страховые компании. Именно они будут направлять полученные от Федерального фонда ОМС средства лечебным учреждениям в качестве оплаты за обслуживание клиентов, а также проверять, как они расходуются. Помимо инспектирования правильности оформления документации страховщиков обязали выборочно контролировать качество лечения. Так, 8 процентов всех историй болезни в стационарах будут периодически просматриваться. Если ошибки в лечении обнаружатся в более чем трети случаев, это послужит поводом для того, чтобы расширить объёмы проверки, а нерадивых медиков наказать рублём — оштрафовать. А чтобы страховые компании не переборщили в своём рвении в наведении порядка, контрольные функции оставят также за Росздравнадзором, федеральным и территориальными фондами ОМС.
— Александр Венедиктович, а кто будут эти страховщики — распорядители и контролеры?
— Справедливый вопрос. Доверие окажут, в частности, тем компаниям, чей уставный капитал составляет не менее 60 млн. рублей. Пока что, по данным руководителя Росстрахнадзора Александра Коваля, под этот критерий подходят только 16 страховщиков из 106, работающих в системе ОМС. Впрочем, им дана возможность «подтянуться» до 2012 года.
Но рассчитывать на то, что реформа ОМС пройдёт гладко, не стоит. Специалисты предупреждают, что свобода выбора страховщика, а тем более медучреждения, на практике окажется довольно ограниченной. И прежде всего из-за отсутствия медико-экономических стандартов лечения. Одна и та же процедура в различных регионах России оценивается по-разному. Например, магниторезонансная томография в Москве стоит гораздо дороже, чем, скажем, в Новгороде. Но москвич вряд ли поедет в Новгород — не ближний свет.
Точно так и многие жители российских сёл и деревень, медицинские услуги которым предоставляет крохотный медпункт со старым, давно выработавшим свой срок оборудованием, не смогут (в силу нездоровья, отсутствия денег на проезд и других причин) отправиться на обследование и лечение в мегаполис.
Свободно выбрать врача и лечебное учреждение вряд ли возможно ещё и в силу особенностей медицинских услуг как таковых, хотя в законе есть норма, которая гласит, что принцип территориальной принадлежности сохраняется. Участковый врач вряд ли пойдёт к «чужому» пациенту на другой конец города. Да и самому пациенту по той же причине будет неудобно ходить на приём. Правда, можно поменять свою поликлинику на ведомственную или частную рядом с домом. Но тогда придётся доплачивать разницу стоимости услуг.
— А как быть, если возникнет необходимость перепроверить поставленный диагноз и назначенное лечение? Позволит ли новый порядок финансирования медучреждений сделать это бесплатно?
— Вряд ли. Во всяком случае один из основателей системы ОМС в нашей стране Владимир Гришин, автор первого закона «Об обязательном медицинском страховании», сомневается. Ведь тогда страховщикам придётся раскошелиться на дополнительные расходы, а это не в их интересах. Довольно сомнительно и предоставленное гражданам право выбирать страховую компанию. Особенно если вспомнить печальный опыт государства с пенсионными деньгами, когда людям предложили отдать предпочтение любому понравившемуся им негосударственному пенсионному фонду, и более 90 процентов граждан данный выбор так и не сделали.

Геннадий РЯВКИН
Николай БАРАНОВСКИЙ (фото)