Понедельник, 25 ноября 2024

Редакция

Город на воде,

{thumbimage 150px 1}или Как дёшево покорить Скандинавию
В Финляндию сегодня наши соотечественники ездят не столько отдыхать, сколько за покупками. Везут экологически чистое морошковое варенье, копчёную форель, настоящий «Фери», одной капли которого хватает на целую гору посуды; кофе, одежду и прочие товары.
Интернет пестрит объявлениями об однодневных турах в Хельсинки, Турку, Иматру и другие финские города. От гостиницы «Октябрьская» в Санкт-Петербурге маршрутки в финском направлении отходят чуть ли не каждый час. Туда, как правило, наши люди едут налегке, а вот обратно из-за тюков с товаром их порой бывает не видать. Так что, планируя отдых за ближайшей границей на выходные, от подобного маршрута лучше отказаться.
Вид на море
Другое дело - путешествие на пароме. Хочешь - выбирай однодневное плавание, хочешь - круиз на выходные с посещением сразу нескольких морских столиц. Это только сначала звучит дорого. На самом деле трехдневное плавание с посещением Хельсинки и Стокгольма может обойтись всего в 3000 рублей. Это, конечно, при наличии готового загранпаспорта и действующей визы.
К слову, основную стоимость путешествия определяет класс каюты. Четырехместные апартаменты, расположенные ниже ватерлинии, стоят порядка 2200 рублей с человека. Цена кают с видом на море, естественно, в 2-3 раза больше. Но при этом в названную стоимость уже включены переезд на автобусе из Петербурга в Хельсинки или Турку (смотря откуда отправляется паром), обзорные экскурсии и обратный трансфер из Хельсинки до Питера.
Сев в автобус ровно в полночь, в Хельсинки мы прибыли рано утром. Так как наш паром отправлялся лишь в 20.00, свободного времени на знакомство с финской столицей было предостаточно.
Среди значимых мест Хельсинки, куда непременно должен попасть любой турист, стоит назвать памятник финскому композитору Яну Сибелиусу. Монумент, представляющий сплавленные между собой 600 металлических труб, сегодня, как и более чем 40 лет назад, когда был открыт, вызывает немало споров. Одни сравнивают его с органом, прислушиваясь к звукам гуляющего по трубам ветра. Другие ничего гениального в подобной абстракции не видят. Но «фото с трубами» есть у всех туристов.
Ближе к полудню городские улочки наводняются людьми. Толпы туристов снуют повсюду. Лестница белоснежного кафедрального собора на Сенатской площади становится местом массового отдыха: туристы всех национальностей, развернув карты города, сидят на каменных ступеньках,
изучая свои маршруты. Они, может быть, и рады бы посидеть в многочисленных кафешках, да только ближе к обеду все места в заведениях общепита, особенно уличных, заняты самими финнами.
Обеденный релакс по-фински - это кружка пива. Но при этом граждане в будний день алкоголем не злоупотребляют и, допив бокальчик пенного напитка, спешат на работу.
{thumbimage 150px 1}Зона беспошлинного отдыха
В горячих парней финны превращаются на пароме. Уж не знаю, чем это вызвано: сухой закон в стране отменен, алкоголь продается в Финляндии свободно. Но едва финн ступает на борт судна, ноги у него словно по мановению волшебной палочки подкашиваются.
Пока большинство туристов располагаются в каютах, изучая план-схему парома, финны уже выстраиваются в очередь в магазин беспошлинной торговли и в буквальном смысле упаковками сметают пиво и более сильные горячительные напитки. Погрузив покупки на тележку, довольные, они спешат в каюты, чтобы потом успеть занять место в караоке-баре или ресторане. И тут уж больше ничто не мешает им отдыхать.
Кафе и ресторанов на паромах, как правило, несколько. Рассчитаны они на совершенно разные категории отдыхающих: есть классические рестораны со шведским столом, обычные кафе, бары с дискотеками, караоке.
Ужин или завтрак в ресторане можно заказать сразу при оформлении путёвки в туристическом агентстве либо оплатить на месте. Последний вариант, как показала практика, предпочтительнее: и по деньгам, и по времени. Ужин со шведским столом стоит порядка 30 евро, завтрак - 10 европейских рублей.
Наша группа из четырёх человек разделилась: двое сразу включили ужин в стоимость путёвки, другие решили экономить до конца. Бутербродов было набрано немало, жареное мясо в термоупаковке было свежо и ароматно. Так что голод в открытом море нам не грозил. Не стоит забывать и про магазины беспошлинной торговли, закупившись в которых можно устроить неплохой пикник на прогулочной палубе, тогда как ужин на пароме для туристических групп очень регламентирован. Начинается он традиционно в 20.15 по местному, то есть финскому времени. При этом группа из желающих культурно, так сказать, поесть собирается точно в условленное время у входа в ресторан, где туристов ждёт гид. И, как в пионерском лагере, стройною и дружною толпой вы идёте к столику с фамилией вашего гида.
Всё бы ничего, но если учесть, что посадка на паром открывалась у нас за пятнадцать минут до начала ужина, понять многочисленные женские возмущения можно: идти в ресторан без прически и вечернего платья были готовы не все. А времени на приведение себя в порядок не было: вещи в каюту забросили и бегом есть!
Тут, бесспорно, повезло тем, кто решил не кормиться централизованно. Им спешить никуда не надо. Главное - не заблудиться. На пароме Silja Serenade, на котором плыли мы, например, 986 кают. И без помощи персонала вы свою комнатку найдёте не сразу, даже если знаете, на каком этаже выходить из лифта. Впрочем, задерживаться в каюте не стоит, пусть даже вы не выспались, да и ноги после более чем пятичасового гулянья по Хельсинки гудят страшно. На 12 палубах парома столько развлечений!
Помимо многочисленных кафе и магазинов есть сауна, куда почему-то сразу спешат немцы и голландцы; парикмахерская, салон красоты, детская игровая комната и казино, мгновенно оккупированное всё теми же финнами. Отдельная палуба отведена под транспорт. Как говорится - настоящий город, только на воде! Причём качки практически не наблюдается.
Отдохнув, перекусив и изучив ассортимент в магазинах беспошлинной торговли, - самое время познакомиться с культурной программой, идущей в режиме нон-стоп с момента вашего появления на борту. Взяв на рецепшене подробную карту парома на русском языке, мы, например, узнали, что май на пароме Silja Serenade проходил под девизом «Моя любовь Нью-Йорк». В программе отдыха значились джазовые концерты, американский парад, различные шоу.
Традиционными на паромах почему-то являются выступления трансвеститов. Ярко накрашенные и разряженные в пух и перья мужчины вызывают у путешествующей публики неописуемый восторг. Правда, не у всех финнов хватает сил досмотреть концерт до конца. Возвращаясь в каюту, то и дело можно видеть картину, когда уставшие, но явно довольные молодые граждане Финляндии спят прямо на полу, свернувшись калачиком. При этом наши российские мужики держатся достойно: пляшут до утра, правда, в барах практически ничего не заказывают, так как в пакетике у столика есть всё необходимое, принесённое с собой из каюты.
Дышите полной грудью
{thumbimage 150px 1}После веселой ночи воспринимать адекватно информацию об истории Стокгольма в 8.00, а паром в столицу Швеции прибывает рано утром, могут уже далеко не все. Хотя, по-моему, Стокгольм одинаково воспринимаешь в любом состоянии. Это сказочный город. И не только потому, что здесь жил «мужчина в самом расцвете сил». Хотя, бесспорно, разноцветные домики Старого города вызывают особые трепетные чувства, связанные с детством, когда мама читала сказку про Карлсона.
- Обратите внимание, как здесь дышится! - регулярно восклицал наш гид.
Действительно, от аллергии, которая на родной земле не давала спокойно жить всю весну, здесь не осталось и следа. Объясняется это отсутствием тяжелой промышленности в городе: порядка 85% жителей Стокгольма работают в сфере услуг.
Посетить все достопримечательности за один день, конечно, невозможно. Сюда стоит возвращаться вновь и вновь. Но нам повезло: и погода, и свободное время до отправления парома в обратный путь позволяли нам вдоволь насладиться окрестностями. Не спеша мы успели и кофе выпить с ревеневым пирогом, и пройтись по самой узкой улочке Стокгольма, и купить парочку троллей, являющихся одним из символов Швеции; погладить маленького Нильса, чья бронзовая фигурка примостилась в одном из двориков, и даже поприсутствовать на церемонии смены караула возле королевского дворца. Около часа солдаты шведской армии выполняли сложные построения, в том числе на лошадях, демонстрируя блестящую строевую подготовку. Но на посту, надо признать, особой дисциплиной они не отличаются. Охотно позируют на фото с туристами, разговаривают, осанку не держат. Так что наш военный караул, стоящий у Вечного огня в Москве, их во многом превосходит.
...Спустя семь часов, бросив монетку в фонтан, уставшие, но безумно довольные мы вернулись в порт. Наш паром брал курс на Хельсинки. Впереди больше 10 часов морского путешествия на плавучем городе. История начиналась, история повторялась...
Надежда ВЫЛЕГЖАНИНА
Фото автора