Воскресенье, 19 мая 2024

Редакция

Заказники ООПТом и в розницу

Депутаты призвали чиновников быть особо аккуратными с реорганизацией памятников природы
Новый областной закон «Об особо охраняемых природных территориях» может стать фундаментом для развития сырьевой отрасли экономики региона, а может - и основой для затяжного конфликта с экологами. В документе прописан порядок определения местных и региональных охраняемых территорий, схема их реорганизации и упразднения, а также дано описание паспорта ООПТ. По данным администрации области, сегодня в Новгородской области 154 особо охраняемые природные территории (ООПТ). И в этом мы - лидеры по России, считая заказники, парки и курорты на квадратный километр и душу населения.
Решения об образовании существующих ООПТ, по словам вице-губернатора Александра СМИРНОВА, «принимались еще в 80-е годы, в том числе на основании популистских настроений». И теперь, как считают в областном комитете по охране окружающей среды и природных ресурсов, подготовившем законопроект, часть ООПТ можно реорганизовать, упразднить или образовать новые. При этом специалисты ссылаются на данные экспертных исследований. В настоящий момент на федеральном уровне нет закона, который бы регулировал такие процедуры, поэтому власти региона предложили собственное видение.
Из-за невнятного законодательного положения об ООПТ Новгородская область уже имеет несколько спорных и даже судебных ситуаций как с экологическими организациями, прокуратурой, так и с компаниями по добыче природных ресурсов. Как правило, залежи полезных ископаемых - песка, щебня, гравия - располагаются на территориях охраняемых зон, где запрещена любая хозяйственная деятельность. «НВ» писали, что под угрозой находится прокладка платной автодороги Москва - Петербург в районе окуловской ООПТ «Заручевье» (29 марта 2011 г.). К слову, на это грандиозное строительство, по информации Росавтодора, потребуется только сыпучих материалов на 100 млрд. рублей. Если в нашем регионе не смогут организовать собственную добычу, эти деньги уйдут, например, в Карелию.
И, конечно, не обошлось без пресловутых «новгородских алмазов». Цитирую Александра Смирнова: «Из Роснедр нам написали, что в Новгородской области есть алмазы, но мы даже изучить это не можем, потому что они - на особо охраняемых природных территориях и там запрещена любая хозяйственная деятельность».
Внося закон в областную Думу, вице-губернатор убедил парламентариев принять его в первом чтении. Однако получил наказ: проработать детальный механизм обсуждения этого проекта и сделать его достоянием широкой общественности.
Юлия ГЕНЕРОЗОВА