Суббота, 04 января 2025

Редакция

Ребята, о которых забыли

{thumbimage 150px 1} Десятки бывших выпускников новгородских детских домов вынуждены отстаивать в судах свои права на жильё
Речь идёт о тех, кто покинул казённые дома несколько лет назад и уже успел отпраздновать своё совершеннолетие. Некоторым из выпускников далеко за 20, а то и даже за 30. Но положенного по закону жилья у них нет. Это тем более странно, что в последние год-два во всех районах области сиротам уделяется много внимания: для них строят новые квартиры, им подыскивают работу и помогают во всех начинаниях. А вот про поколение, родившееся в 1980-е, чиновники почему-то дружно забыли. И бывшим детдомовцам остается лишь с завистью смотреть телевизионные репортажи о тех, кому повезло.
Две подружки
Истории жизни Ани и Александры по большому счету счастливыми не назовешь. Они обе выросли в детском доме, где и подружились, похоже, на всю жизнь. Бойкие подружки все делали вместе - играли, гуляли, учились в Панковском училище и ждали своего совершеннолетия, чтобы, получив профессию и жилье, зажить самостоятельно. Но взрослая жизнь наступила для них гораздо раньше, вызвав шок у педагогов, воспитателей и знакомых: обе в 16 лет... родили по сыну.
Родительского жилья ни у Ани, ни у Саши не было, а в общежитие с детьми дорога была закрыта. Казалось, ситуация для девчонок неразрешимая, поэтому органы опеки и соцзащиты Великого Новгорода предложили на время отдать детей в приют, чтобы у молодых мам была возможность доучиться и получить квартиры к 18-летию. К делу подключился и аппарат уполномоченного по правам человека в Новгородской области. Его руководитель Татьяна САМУШЕНКОВА вспоминает общее удивление реакцией Ани и Саши на предложение о приюте:
- Девочки в один голос заявили, что детей своих не оставят ни на минуту и будут воспитывать сами. Мы все увидели, они действительно готовы к этому, и потому приложили все силы, чтобы им оказать помощь. Делали это, как говорят, всем миром. При поддержке спонсоров сняли им жилье, администрация Великого Новгорода выразила готовность выделить им по квартире, комитет соцзащиты на средства марафона «Рождественский подарок» помог обзавестись необходимой бытовой техникой. Помогали чем могли органы опеки и наш аппарат. И сегодня две однокомнатные квартиры, каждая из которых площадью около 40 квадратных метров, на одной лестничной площадке, в новом доме на улице Береговой микрорайона Деревяницы ждут, когда их будущим хозяйкам исполнится по 18 лет.
В настоящее время подруги продолжают посещать занятия в училище, где им пошли навстречу, предоставив свободное расписание, и растят сыновей. Первое новоселье уже не за горами: в июле Ане исполнится 18. Чуть позднее поселится по соседству и Саша. Так что все у них будет хорошо.
Чего не скажешь о других героях этой публикации.
Довоенное наследство
В своей квартире на улице Новгородской в Сольцах 19-летний Сергей Каменев не живет. Причин тому две: периодическое пребывание в новгородских больницах и ужасное состояние небольшой квартирки, доставшейся от родителей.
Старый деревянный дом на двух хозяев всем своим видом подтверждает, что был построен еще в далеком 1930-м: облезлая краска, подгнившая обшивка, покосившийся забор и такая же древняя калитка, открыть которую удалось раза с десятого. Вид захламленного коридора и разгромленной комнатенки приводит в еще больший шок. Остатки старой мебели, развалившаяся печь, обрывки электропроводки - во всем этом нельзя уловить ни малейших признаков обитаемого жилья. Сергей признался, что пытался было привести свое единственное жилье в более-менее надлежащий вид, ободрал со стен старые обои, но вскоре понял, что сделать ремонт в одиночку ему не по силам. Он рассказал, что именно из этой квартиры его и забирали в детский дом:
- Я рос без отца, а когда умерла мама, меня в 2003 году забрали в детский дом в деревню Сосновка. Потом я попал в приемную семью и поступил в ПТУ № 27, стал учиться на тракториста-машиниста, так как мне всегда нравилась техника и я был готов часами возиться в мастерских и гараже. Но с третьего курса мне пришлось уйти и лечь в больницу, так как у меня обнаружили туберкулез. До сих пор меня больницы и спасают. По-крайней мере, есть где спать. Но своего угла нет, хотя меня отпускают и на выходные, и на праздники. Я пришел в свой дом перед 18-летием, дверь мне открыли чужие люди - семья переселенцев. А когда ее выселили, то я вот в таком состоянии квартиру и застал. Что буду делать, когда вылечусь, не знаю. Надеюсь, местная администрация все-таки меня не бросит, поэтому я и написал заявление на имя уполномоченного по правам человека Галины Семеновны Матвеевой, ведь я очень хочу доучиться, начать работать и встать на ноги. По телевизору вижу, как сиротам помогают, новое жилье для них специально строят, может, не оставят без помощи и меня.
Наивное и весьма скромное заявление бывшего детдомовца, имеющего к тому же вторую группу инвалидности, в котором он просит лишь восстановить провода, умывальник и сделать косметический ремонт, без внимания аппарата уполномоченного по правам человека не осталось. В адрес глав Солецкого муниципального района и городского поселения, в чьем ведении и находится данная квартира, полетели письма. И в апреле было сделано обследование довоенного жилья. Комиссия из солецких специалистов ЖКХ и комитета образования признала его пригодным для проживания после проведения капитального ремонта веранды и квартиры и устранения ряда перечисленных в акте дефектов.
С тех пор прошло полтора месяца, но никаких признаков ремонта не видно. К тому же в настоящее время в Сольцах после расформирования воинской части есть свободные квартиры, которые гораздо больше подошли бы выпускнику детдома с таким заболеванием, как туберкулез. Ни главу района, ни его заместителей застать на месте не удалось. Однако директор районного центра занятости Владимир САВЧУК, выслушав историю Сергея, пообещал помочь с трудоустройством молодого человека после того, как его выпишут из больницы. Следят за судьбой сироты и сотрудники местного комитета образования. Действительно, мир не без добрых людей. Хочется надеяться, найдутся такие и в деревне Ермолино Новгородского района, откуда родом главные действующие лица следующего сюжета.
Без родного дома
История эта началась в конце августа 1992 года, когда супругов Михайловых лишили родительских прав, а их сына и трех дочек распределили по государственным учреждениям. Непутевых родителей из большой трехкомнатной квартиры переселили в старый барак, а детей незамедлительно выписали из родительского дома.
Прошли годы, и когда пришла пора старшей из детей, Светлане, покинуть детский дом, ее попросили подписать какую-то бумажку и поселили совсем в другой, гораздо меньшей двухкомнатной квартире. Через год туда же вселилась и ее сестра Татьяна. Когда через три года закончила Старорусское училище Ирина, сестры уже были замужем и имели детей. Она хорошо помнит первые дни своей самостоятельной жизни:
- Когда я сдала экзамены в училище и получила специальность «Хозяйка усадьбы», то желала лишь одного - поскорее устроить свою жизнь. Но оказалось, что в нашей квартире живут чужие люди. Первое время я была у сестер и, наивная, думала, что временно и мне предоставят отдельное жилье. А когда поняла, что придется делить жилплощадь практически с двумя семьями, в которых к тому же были дети, пошла в Ермолинскую администрацию. Там мне ответили, мол, раз вас забрали в детдом, то родителей мы переселили, а за вами закрепили двухкомнатную квартиру. В органах опеки, куда я обращалась, меня тоже ничем не обнадежили, хотя я читаю газеты, смотрю передачи и вижу, как нынешние выпускники детских домов получают отдельное жилье. С нами не только такого не случилось, но еще и родительскую квартиру отобрали.
Сейчас Ирина ждет второго ребенка. Но без жилья остается и самый младший из детей, 21-летний Василий, для которого единственный вариант прописки - все та же «двушка». Третий год он вынужден снимать жилье и обитать во временно предоставляемых общежитиях, так как стать восьмым на 39 квадратных метрах ему просто не позволяет совесть.
Именно Василий и задался вопросом, почему все же их выкинули из родительской просторной квартиры? Однажды он пришел на прием к уполномоченному по правам человека в Новгородской области Галине МАТВЕЕВОЙ, которая в отличие от администрации Ермолинского сельского поселения сразу обнаружила признаки нарушения прав детей.
Мы попросили Галину Семеновну прокомментировать рассказанные истории, и вот что она сказала:
- Действительно, последнее время сиротам стали уделять несравнимо больше внимания. Пример тому - первая история о девушках-подружках. Поняв, что они желают сами воспитать детей, к ним пришли на помощь все имеющие отношение к социальной и правовой поддержке службы и комитеты. Считаю, что так и должно быть всегда, когда речь идет о сироте. Однако несколько лет назад права и так несчастных детей нарушались как могли. Сейчас некоторые из них в свои 20-30 лет, а то и в более старшем возрасте, остаются в прямом смысле слова бездомными и вынуждены бороться за место в жизни. Я называю то поколение «упущенные дети» и считаю, что нам необходимо восстановить все их права. В случае с Сергеем из Сольцов мне кажется, что администрация должна найти возможность предоставить парню, тем более больному туберкулезом, новую нормальную квартиру. По крайней мере я надеюсь на это. Письма в администрации и района, и городского поселения мною отправлены. Из ермолинских детей я знакома лишь с Василием и Ириной. И также могу сказать, что это неплохие ребята, чьи права были явно нарушены. В частности, в соответствии с пунктом 3 статьи 60 Жилищного кодекса РСФСР, который действовал до 2005 года, никто не имел права выписать их из родительской квартиры в период пребывания в государственном учреждении. И здесь я попросила прокурора Новгородского района проверить действия администрации Ермолинского сельского поселения и органов опеки и попечительства и при необходимости принять меры.

Примечание автора: фамилии выпускников детдомов изменены.

Светлана ДУБОВИЦКАЯ
Фото автора