Среда, 17 июля 2024

Редакция

Красивые задачи

{thumbimage 150px 1}Есть в науке такое понятие. Для одаренных школьников, с которыми занимается председатель Координационного совета международных математических олимпиад Назар АГАХАНОВ, задачи высшей степени сложности - искусство

Агаханов руководит работой Центральной предметно-методической комиссии по математике и приехал в Великий Новгород для организации работы жюри заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по этому предмету, на который к нам съехались около 250 старшеклассников со всей страны. В течение двух дней ребята решали составленные для них членами комиссии задания.

В промежутке между проверкой хода олимпиады и встречей с педагогами, подготовившими детей к интеллектуальному состязанию, Агаханов уделил время «НВ».

- Назар Хангельдыевич, сложно ли из ребёнка со способностями подготовить победителя олимпиад?

- Математические способности - это умение анализировать и делать логические выводы. Если у ребенка есть способности к математике, то они обязательно проявятся в школе. Такие ребятишки не просто хорошо решают стандартные задачи и уравнения, они могут сами придумывать математические идеи, доказывать иначе. Не скрою, есть еще педагоги, которых раздражает то, что отдельные учащиеся умнее их. Но таких учителей немного. Подавляющее большинство школьных математиков способных ребят выделяют и начинают с ними заниматься дополнительно. Самостоятельно, без квалифицированной помощи, дети с математическим талантом высоких результатов добиться не могут, потому как в нашей науке возможны не только правильные рассуждения, но и ошибочные. И критически оценить ход собственных выводов дети не могут, поэтому в обязательном порядке нужна направляющая сила в лице учителя, руководителя кружка или вузовского математика.

- Но чтобы школьник был готов к олимпиадам Всероссийского и международного уровня, разве достаточно усилий лишь одного педагога? Разве не нужно проводить какие­то сборы, создавать профильные школы?

- Такие летние школы существуют в Санкт­Петербурге, в Кировской области, в Татарстане, в Москве, в Башкирии, в Омской, Челябинской областях, Адыгее и еще в ряде регионов России. Но они не являются государственными, организуют их увлеченные математикой и работой с одаренными детьми люди. К сожалению, в нашей стране очень долго превалировало мнение, что все школьники должны быть в равных условиях, и образование нельзя разделять на элитное и обычное. Поэтому никакой государственной поддержки подобные лагеря для одаренных ребят не получали. Сейчас в ряде регионов у чиновников есть понимание необходимости развивать свою математическую школу, и есть положительные результаты.

- В Новгородской области несколько лет назад была создана и действует сейчас школа по работе с одаренными детьми «София». Но вот по математике у наших школьников результаты не очень впечатляющие. Что­то организаторы школы упускают?

- Успешность подготовки одаренных учащихся зависит от нескольких факторов. Во­первых, количество талантливых ребят напрямую связано с численностью населения на территории. А ваш регион один из самых малочисленных в нашей стране. Во­вторых, должна быть годами и десятилетиями выстраиваемая сильная математическая школа. В­третьих, нужны педагоги, способные работать с одаренными школьниками. К сожалению, часто в регионах идут по пути приглашения для занятий с ребятами преподавателей вузов, которые начинают давать детям программу по математике высшей школы. И вместо творческой работы на основе школьной программы способные ребята занимаются изучением алгоритмов вычисления интегралов и тому подобными заданиями. Я работаю в математической школе и обучаю студентов в Московском физико­техническом институте, и скажу, что вести занятия даже для очень сильных наших студентов значительно легче, чем для подростков. Нужно, чтобы с одаренными школьниками работал педагог­энтузиаст, являющийся хорошим специалистом в области элементарной математики. Вот когда в вашем регионе совпадут все эти три составляющие, появится и результат. Ваша область пытается, ищет варианты. Это хорошо.

- Международная олимпиада по математике традиционно проводится летом. Российская
команда уже сформирована?

- Олимпиада пройдет в июле в Амстердаме. Команда - шесть человек. Основной костяк уже определен. По итогам Всероссийского состязания по математике определятся последние члены команды. По поводу международных соревнований добавлю, что наши ребята, которые по возрасту уступают зарубежным командам, ведь во многих странах школьное обучение длится 12-13 лет, решают задания нестандартно, креативно, для них решение - это искусство. Мне довольно часто приходится доказывать членам жюри, что решения задач у нашей команды верные. Надеемся на успешное выступление в этом году. В последние годы наша команда входит в число лучших: в 2007 году мы стали победителями Международной математической олимпиады, в последующие годы уступали лишь Китаю.

- Как вы относитесь к «Сколково»?

- Я оптимист и надеюсь, что данный проект поможет российской науке. Бытует мнение, что наши лучшие умы за длинным рублем уезжают за границу. Не в деньгах дело - их можно и у нас заработать. В Европе, в Америке для ученых созданы условия для экспериментальной работы - лаборатории, оборудование, и все это своевременно. В нашей стране средства на науку выделяются, но нужная для экспериментов техника месяцами простаивает на Российской таможне из­за бумажной волокиты. Федеральный закон о государственных закупках, с одной стороны, противостоит коррупции, с другой же, приводит к неразумным схемам финансирования нужд науки. Если в ходе реализации проекта «Сколково» удастся выстроить механизм, при котором нужные средства будут быстро доходить до тех ученых, кому предназначены, результат будет.

- Несмотря на то, что ЕГЭ является обязательной формой сдачи итоговых государственных экзаменов в 11 классе, о нем до сих пор много спорят. Ваше мнение?

- ЕГЭ был призван решить несколько задач: дать объективную оценку уровня знаний школьников, противодействовать поступлению в вузы за взятки и создать равные для всех выпускников страны условия поступления в высшие учебные заведения. Положительным моментом можно считать то, что мы сейчас имеем представление о том, что знают дети. ЕГЭ показал чрезвычайно низкий уровень массового школьного образования в нашей стране. Одна из причин - начиная с 90­х годов престиж профессии педагога падает, и сейчас в школе остается все меньше квалифицированных и заинтересованных в результатах своей работы учителей. Частично ЕГЭ решил задачу равных условий для поступления, в основном это касается ребят из глубинки. А вот коррупция при данной форме сдачи экзаменов только растет. То, что 100 баллов по предмету можно купить, не секрет, а потом на поверку оказывается, что такой прошедший по баллам в вуз студент не может решить обычное квадратное уравнение или написать заявление на поступление без ошибок. Когда вводили ЕГЭ, много говорили, что вузы нацелены на то, чтобы проводить набор за мзду. Неправда. Нет, взяточники, конечно, есть в институтах и университетах, но их немного. Любое высшее учебное заведение заинтересовано в студентах, способных учиться и в будущем стать хорошими специалистами. Для математики минус ЕГЭ в том, что в тестах отсутствует возможность доказывать, рассуждать, логически строить ответ. Такая форма итогового экзамена ликвидирует ценность математики в системе школьного образования, сводит учебу к изучению простых алгоритмов решения задач, заставляет развивать у детей лишь когнитивность, то есть просто умение получать знания, но не креативность - умение творчески мыслить...

 

 Людмила ДАНИЛКИНА