Понедельник, 25 ноября 2024

Редакция

И снова о школе

Сегодня я предлагаю рассмотреть ситуацию, о которой написала мама девятиклассника - Надежда. «Мой сын, имея нестандартное мышление и логику, был всегда на высоте и участвовал практически во всех олимпиадах, когда учился в начальной школе. Мальчик он очень добрый и справедливый. В пятом классе пришла новая классная руководительница, и начались наши проблемы: ребенок с её слов «оторви и выбрось»... Она не берет его ни на одну олимпиаду. Уже в 8 классе нам предложили забрать документы, но мы этого не сделали, и в итоге директор пообещала написать сыну такую характеристику, с которой «ни одна школа тебя не возьмет в 10 класс». Как быть?».

Уважаемая Надежда, понимаю ваши тревоги и сомнения - вам предстоит решить судьбу сына, ответственность за которую он сам пока взять на себя не может. Мне показалось, что вы не совсем верно оцениваете школьную ситуацию. Допускаю, что классный руководитель предвзято относится к мальчику. Но выражение «оторви и брось» характеризует не уровень успехов в обучении, а особенности поведения ученика. Что касается олимпиад, то в них участвуют ученики, демонстрирующие отличные знания по тем или другим предметам. Разные предметы преподают разные учителя, именно они, а не классный руководитель, оценивают успехи учеников и предлагают им участие в подобных соревнованиях. Вы допускаете ошибку, свойственную многим родителям, - уверенность в том, что отличные успехи в младших классах гарантируют успешное завершение средней школы. Увы, это далеко не так. Современные дети приходят в первый класс подготовленными: читают, умеют считать, некоторые даже писать... Как правило, мамы (бабушки, няни) тщательно следят за выполнением домашних заданий. Психологические возрастные особенности младших школьников, практически единственный учитель по всем предметам позволяют подавляющему большинству учеников быть достаточно успешными, бесконфликтными...

Переход в пятый класс - серьезное испытание:

- приходится изучать гораздо больше предметов;

- усложняется учебный материал;

- вместо одной привычной учительницы появляется много новых и разных учителей, нередко с разными требованиями к поведению, к знаниям;

- родители бывают не в состоянии контролировать выполнение уроков, поведение и т.д.;

- изменяются сами ученики, вступившие в подростковый период.

Возможно, вы, уважаемая Надежда, не уловили, не придали значения тем переменам, которые, несомненно, произошли с вашим сыном. Он для вас по-прежнему «добрый и справедливый» восьмилетний мальчик. Я думаю, именно этим объясняется то, что вы пишете о его успехах в младших классах и сразу, без перехода, о предложении директора забрать ребенка из школы, когда он учился в восьмом. Дело ведь явно не в олимпиадах: по-видимому, ваш сын нарушал школьную дисциплину или не успевал по нескольким предметам...

Для начала я рекомендую вам, дорогая Надежда, объективно оценить сложившуюся ситуацию: поговорите спокойно с сыном, с классным руководителем, с одноклас-
сниками - крайне редко в конфликте виновата одна сторона. Если вы убеждены, что классный руководитель несправедлив к вашему мальчику, поговорите с тем учителем, которого уважает ваш сын, побеседуйте со школьным психологом или проконсультируйтесь с независимым психологом.

Родители, безусловно, должны стоять на защите прав своего ребенка, но если вы делаете это вне зависимости от его поведения, заслуг и ошибок, вы оказываете ему медвежью услугу. Главное, на мой взгляд, понять, в чем проблема мальчика - это гораздо важнее, чем выявлять промахи школы: через пару лет школа перестанет существовать в жизни вашего сына, а его проблемы, если их не решать, останутся с ним навсегда.

Рубрику ведёт врач-психотерапевт
Людмила Николаевна ЛОРДКИПАНИДЗЕ