Понедельник, 25 ноября 2024

Редакция

«Для пользы готов раздвоиться...»,

заявил главный детский омбудсмен РФ на пресс-конференции для новгородских СМИ

- Павел Алексеевич, как вы относитесь к идее применения ювенальной юстиции в нашей стране?

- Неподдерживаю. Ювенальная юстиция родилась в Европе и применима в ее условиях. Тот законопроект, что был предложен недавно для рассмотрения Государственной Думе, скопирован с западных образцов. Он не будет работать у нас. Именно по этой причине данный документ отклонен. Я много езжу по стране, смотрю, какие методики помощи и защиты детства применяются. Мы можем создать свою уникальную систему. Сейчас на теме ювенальной юстиции многие спекулируют, будоража народ. Есть у этой идеи и сторонники, и ярые противники, которые, к слову сказать, договорились до того, что ни при каких обстоятельствах нельзя ребенка из семьи изымать. Это неверно - если ситуация опасна для здоровья и жизни несовершеннолетнего, его нужно поместить в безопасное место и окружить заботой.

- Вы поддержали Дмитрия Медведева в вопросе обязательного тестирования учащихся на наркозависимость. Но оговорились, что информация о результатах должна быть строго конфиденциальной. Есть опасение, что именно с этим будут проблемы.

- Наша страна прошла так называемую точку возврата: у нас, по официальным данным, 500 тысяч наркоманов, по неофициальным - более двух миллионов, в реальности - еще больше. Мы должны начинать бороться с этой заразой всеми возможными методами. И тестирование учащихся - один из них. Решение об обязательном обследовании принимают субъекты России. Данный проект в качестве пилотного проводился в Сибири, на Урале. Отзывы родителей хорошие. Да, самый острый вопрос - сохранение информации. Но давайте не забывать, что есть закон о персональных сведениях, предусмотрена даже уголовная ответственность за утечку данных. Нужно строго наказывать нарушителей, и тогда ни у кого не будет возникать желания распространять информацию «по секрету».

- На что родители могут потратить материнский капитал, все знают. Как вы считаете, не пора ли включить в перечень статей расходов и лечение детей?

- Думаю, можно. Данное предложение нужно инициировать на законодательном уровне. Пожалуй, наш аппарат этим займется. Но если посмотреть на возможности семейного сертификата более широко, то нужно говорить не столько о том, чтобы средства пустить на лечение, сколько о том, почему дети и мамы не могут получить качественного медицинского обслуживания в рамках обязательных государственных гарантий. Нужно заставить заработать систему диагностирования и лечения так, как должно.

- Правоохранительные органы сообщили, что в Москве задержан человек, выдавший себя за вас и предлагавший услуги адвоката Астахова. Приходилось раньше сталкиваться с такими двойниками?

- Уже года два как в Интернете борюсь с ними. Милиция подключалась, часть ресурсов ликвидирована, но все равно есть еще кочующие сайты, на которых некие лица от моего имени предлагают юридические услуги, собирают с доверчивых граждан деньги и исчезают. Начиная с 2010 года, когда я стал работать уполномоченным по правам ребенка страны, я не занимаюсь больше частной адвокатской практикой. Поэтому все те, кто от моего имени предлагает некие консультации и помощь, - мошенники. С виртуальными лже-Астаховыми дело имел, но вот материализовался двойник впервые. Узнал я о нем неделю назад, написал заявление в полицию. Задержали быстро. Я и мои помощники, а мой аппарат всего 20 человек, не прочь бы раздвоиться и расстроиться, чтобы больше помощи оказывать детям и их законным представителям, но не можем. В рабочем кабинете в Москве меня ждут восемь тысяч писем от людей из всех уголков страны. И всем им нужна помощь...

- Оцените работу органов власти Новгородской области в вопросах защиты прав детей и заботы о них...

Удовлетворительно. У вашего региона есть потенциал, который пока полностью не использован. Не верю, что не хватает денег, чтобы привести в порядок учреждения. Мы как-то занялись подсчетами расходов на содержание социальных детских приютов в Германии и в России. У нас тратится больше. Но при этом наши руководители предпочитают по старинке выкрасить все стены какой-нибудь краской ядовитого цвета, а в Германии делают экономично, но с дизайнерским подходом и чтобы надолго хватило. Новгородской области есть над чем работать.

Людмила ДАНИЛКИНА