Придите, в славный день воскресения,
приобщимся нового виноградного плода, божественного веселия,
Царства Христова, воспевая Его, как Бога, вовеки.
(Канон Пасхи, песнь 8)
Возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры!
Христос Воскресе!
В сей нареченный и святой день, в этот праздник из праздников, как воспеваем мы в наших храмах, вознесём сердечную хвалу Господу, Который пострадал, умер на кресте, но и воскрес из мертвых нашего ради спасения! В наши такие сложные и трудные дни, когда со всех сторон доносятся до нас слухи о войнах и мятежах, землетрясениях и наводнениях, о техногенных катастрофах и цинизме различного рода несправедливостей, мы не просто верим, мы непреложно знаем (ибо удостоверяет нас наша любовь к Богу и ближним), что спасение совершилось. И совершил его Сын Божий, воплотившийся некогда от Девы Марии и Духа Святого, Господь наш Иисус Христос.
Современный мир всё больше впадает как бы в некое состояние абсурда, с удивительным упрямством порождая проблемы, которые не в состоянии решить. Мы видим, в какую ужасную беду попал народ Японии, самый, может быть, дисциплинированный и мужественный, самый технически оснащённый. Он становится очередной жертвой, предупреждающей весь остальной мир о невозможности, непозволительности жить, не задумываясь об окружающей среде, о будущем последующих поколений, о духовной ответственности перед Богом за дарованную жизнь. Мы понимаем, как безответственны вмешательства одних стран во внутренние дела других. Нас удручает несправедливость и безнравственность нашей собственной жизни, и мы ничего не можем изменить, потому что всё совершается как бы изнутри самой истории по жестоким законам естественных процессов. Каждый день из средств массовой информации доносятся пророчества о грядущих катаклизмах и бедствиях, уговоры потратить последние свои средства, пока не поздно, на различного рода удовольствия.
И вдруг - эта нечаянная радость для каждого верующего сердца! Христос воскрес, и пали демоны, возвращается светлый и радостный смысл нашего бытия, потому что вместе с Собой Он возводит и нас, верующих, к новой жизни. Так и святой Василий Великий писал в
IV веке: «Есть другая некая жизнь, к которой призывает нас Христос. И хотя настоящие наши дни лукавы, однако же есть другие добрые дни, которые не пресекаются ночью. Ибо для них Сам Бог будет вечным светом, озаряя их сиянием Своей славы».
Казалось бы, эта проповедь пытается увести нас от суровой действительности жизни. Мы, отрекаясь от неё, становимся предателями для тех, кто погибает во грехах и отчаянии. Но разве Христос призывал когда-нибудь к равнодушному отношению к людям, попавшим в беду? Разве не привёл он нам в пример милосердного иноверца-самарянина, сказав: «Иди и ты поступай так же»? «Если мы любим Христа, - говорит святой Иоанн Златоуст, - то не будем делать ничего, что может оскорбить Его, но докажем свою любовь делами. Напитаем Его алчущего, напоим Его жаждущего. Подай Ему только чашу холодной воды, Он и это примет, потому что любит тебя; приношения лиц любимых, как бы малы они ни были, великими кажутся любящему». Мы встречаем Христа в каждом нуждающемся человеке. И если наше сердце способно заставить нас оказать ему милость - значит, мы ещё не совсем духовно мертвы...
Правда, сегодня можно часто услышать от людей, считающих себя современными и цивилизационно «продвинутыми», что, живя в XXI веке, стыдно призывать к благотворительности и милосердию. Существуют многочисленные не только технические, но и социальные технологии, при помощи которых необходимо исправлять недостатки общественной жизни. Но если действительно существуют такие технологии, то их применение также можно рассматривать актом милосердия, и они являются непременной обязанностью тех, от кого зависит их реализация. Однако христианин не должен ждать научного применения социальных технологий, он должен быть христианином «здесь и сейчас», оказывая, как Христу, помощь каждому попавшему в беду человеку, даже своему врагу. Потому святой Иоанн Златоуст призывает нас к деятельному участию в жизни, осуждая всякую праздность и леность: «Зная, сколько вреда от праздности и сколько пользы от деятельности, - говорит он в своей проповеди, - будем первой избегать, а последней держаться, чтобы нам и настоящую жизнь прожить благопристойно, и нуждающимся помогать из своего имущества, и, усовершив свою душу, получить вечные блага».
Итак, надежда на вечную жизнь в Царстве Небесном не должна делать нас безразличными к проблемам царства земного. Кто знает, какие испытания готовим мы для себя своей греховной беспечностью... Но что бы ни случилось, мы должны быть готовыми в любой ситуации протянуть друг другу руку помощи. Этому необходимо учиться всю жизнь и этому нужно учить своих детей и внуков, потому что великое счастье для христианина - даже умереть, ради возлюбившего нас Христа, «за други своя». «Кто возлюбил, - восклицает святой Григорий Богослов, - тот будет возлюблен, а кто возлюблен, в том обитает Бог!».
Будем же, возлюбленные братья и сестры, учиться любить своих ближних, чтобы быть любимыми и чтобы быть достойными любви нашего воскресшего Господа, Который умер за нас, когда мы ещё были во грехах. И тогда приходите на этот вечный пир веры, в славный день Воскресения Христова, приобщимся божественного веселия Его Небесного Царства, ибо воскрес Христос и Жизнь жительствует и демоны низвергнуты!
Христос Воскресе!
Воистину Христос Воскресе!
Архиепископ Новгородский
и Старорусский
Пасха Христова
2011 год
Великий Новгород