Понедельник, 25 ноября 2024

Редакция

Двухколёсная Бельгия

{thumbimage 150px 1}Самый удобный транспорт в Антверпене - велосипед

Во время поездки прошлым летом по странам Бенилюкса хозяева, у которых гостил, не раз предлагали мне воспользоваться  велосипедом. В Бельгии и Нидерландах двухколесный вид транспорта составляет ощутимую конкуренцию автомашинам. Стойки для парковки велотранспорта есть у каждого офиса и у каждого магазина. О велодорожках, которыми опутаны все города в этих странах, мы также уже наслышаны.  Задача состоит в том, чтобы соединить ими все страны ЕС, включая восточноевропейские.

В Брюсселе, где располагаются основные структуры Европейского Союза и штаб-квартира НАТО, нередко можно видеть, как мужчина в костюме при галстуке подъезжает к зданию какого-нибудь монолитного департамента с множеством государственных флагов на...  велосипеде. Не последний чиновник еврокомиссии, с которым мне довелось встретиться и у которого жил в доме, также был фанатом байковой езды.

Самый удобный транспорт в Антверпене - велосипед

Во время поездки прошлым летом по странам Бенилюкса хозяева, у которых гостил, не раз предлагали мне воспользоваться  велосипедом. В Бельгии и Нидерландах двухколесный вид транспорта составляет ощутимую конкуренцию автомашинам. Стойки для парковки велотранспорта есть у каждого офиса и у каждого магазина. О велодорожках, которыми опутаны все города в этих странах, мы также уже наслышаны.  Задача состоит в том, чтобы соединить ими все страны ЕС, включая восточноевропейские.

В Брюсселе, где располагаются основные структуры Европейского Союза и штаб-квартира НАТО, нередко можно видеть, как мужчина в костюме при галстуке подъезжает к зданию какого-нибудь монолитного департамента с множеством государственных флагов на...  велосипеде. Не последний чиновник еврокомиссии, с которым мне довелось встретиться и у которого жил в доме, также был фанатом байковой езды.

И это не считается чем-то зазорным, что может испортить имидж босса. Скорее - наоборот. Владелец велосипеда, как считают европейцы, не тот, кто не может купить себе престижную марку автомобиля, а кто бережет природу и хочет показать свою спортивную форму. За это велосипедиста не только уважают, но и, что удивительно мне было узнать, поддерживают материально.

Евро и вело

В предместье бельгийского города Мехелен пару дней я проживал в доме молодой голландской пары Ван Остен. Участники клуба гостеприимных людей приглашают к себе туристов через web-сайт таких же, как они, коучсерферов. И у Стефана, и у Ельке есть по велосипеду. А автомашины нет и никогда не было. Как признался Стефан, именно отказ от «бензиновой вонючки» позволил ему скопить деньги на покупку жилья.

Хозяйка небольшого трехэтажного домика с садом в три сотки работает библиотекарем. Каждый день она ездит на работу за 24 километра. За это муниципалитет доплачивает ей 700 евро в год. Такой суммы Ельке достаточно, чтобы каждые полгода покупать себе новый велосипед средней ценовой категории. Экономисты в Бельгии подсчитали, что так будет выгоднее всем. Лучше приплачивать гражданину за два алюминиевых колеса, чем развивать и дотировать парк тяжеловесных муниципальных автобусов, а потом без конца ремонтировать дороги и автобусные остановки, выслушивать жалобы горожан на загазованность воздуха.

Когда Стефан спросил меня: «Как мы поедем смотреть город Мехелен: на пригородном поезде или на велосипеде?», то я сразу же выбрал велосипед. Экономия в расходах, да и увидишь по пути гораздо больше. Когда за оконными стеклами автобуса или поезда проносятся виды ландшафтов и кварталы городов, воспринимается это все же как далекая и недоступная картинка. Другое дело - велосипед! Скорость гораздо меньше, турист глотает дорожный воздух и ощущает себя хозяином на выбранном им пути.

В складчину

Еще больше пользы от велосипеда складного. Он дает возможность туристу комбинировать различные виды транспорта. На рекламном плакате ведущей европейской фирмы, производящей складные велосипеды, видим джентльмена, ожидающего свой поезд... в метро. Мне было приятно испытать именно тот транспорт, что рекламируется в Европе.

После осмотра Мехелена мы решили съездить ещё и в Антверпен. И не просто на электричке, а прихватив с собой железные килограммы. Европейские инженеры до сих пор изобретают велосипеды. Их усилия свели вес надежных, не требующих частого ухода или ремонта моделей двухколесного транспорта до 10-12 килограммов, время их сборки в компактный куб - до 15 секунд, а цену - до одной шестой от месячной заработной платы европейца.

Сначала мне было немного смешно смотреть на солидных мужчин, разъезжающих на меленьких, а порой просто крохотных колесах, однако как только сам сел на велосипед с 20-дюймовыми ободами, сразу понял  преимущества: техника очень легкая, маневренная и вместе с тем достаточно быстрая.

Средняя скорость велосипеда в городе, согласно известным уже статистическим расчетам, не превышает 17 километров в час. Для её достижения не требуется больших колес, обеспечивающих инертный накат. В то же время, сидя на компактном велосипеде, в толпе на городской улице чувствуешь себя вровень с пешеходами, потому как никому не мешаешь и никто не воспринимает тебя как помеху своему движению.

На велосипедах мы подъехали прямо к билетной кассе на железнодорожном вокзале города Мехелен. Здесь выяснилось, что до отправления  нашего поезда - всего пять минут. Через пару минут, немного покрутив педали, были уже на перроне. А потом у вагона за считанные секунды сложили наши байки, и они послушно превратились в поклажу у наших ног. Билетный контролер даже не обратила на такой багаж внимания. Приехав в Антверпен, мы так же быстро собрали велосипеды и отправились осматривать достопримечательности города.

Бросаем руки

Антверпен - удивительно красивый город. Череда прекрасных архитектурных ансамблей начинается здесь прямо на железнодорожном вокзале. Этот памятник викторианского стиля отремонтировали совсем недавно, в 2009 году, и теперь он превратился в одну из главных достопримечательностей города. Особенно привлекают внимание часы в золотом декоре. Вообще, золотое убранство фасадов города бросается в глаза. Тем самым горожане, видимо, хотят подчеркнуть, что живут в алмазной столице. По всему свету Антверпен известен как город, где обрабатывают и продают бриллианты. Поэтому на фасадах здесь не экономят.

Свое название Антверпен получил, согласно одной из версий, от слов «ханд» и «верфен», что с немецкого переводится как «бросать руку». По легенде в излучине реки Шельды, на которой стоит город, жил великан Дрюон Антигон. Он брал дань со шкиперов, направляющих свои корабли к причалам. Те, кто отказывался платить, лишались кисти руки. Римскому воину Сильвиусу Брабо удалось победить великана. Он отсек мздоимцу кисть и выбросил ее в реку. Отсюда и название города. В  историческом центре города в наши дни встречаем гигантское скульптурное изображение кисти руки. Сказка прижилась.

В городе, опутанном легендами, можно встретить и ещё один странный памятник, нуждающийся в расшифровке. Перед мостиком, ведущим в старинный замок Стен, которому 1300 лет, видим двух пьянчужек с большими кружками, которых остановил великан. Его, как рассказал мне Стефан, зовут Длинный Веппер. Это своего рода Робин Гуд, только на фламандский манер. По поверью, длинноногий исполин появляется ближе к ночи, чтобы пугать пьяниц. Он не успокоится, пока не загонит их домой спать. Поэтому фламандцы пьют, но умеренно. Никто не хочет встречаться с Веппером.

Кстати, национальный напиток в Бельгии - сидр - вполне безвреден. Легкое яблочное вино крепостью 6-8 градусов, часто шипучее, обладает рядом полезных свойств и пьется как шампанское. Другое дело, что его перегоняют в более крепкий напиток - кальвадос. С ним и случаются казусы.

Петра видение

В день, когда мы посетили Антверпен, здесь был праздник парусного флота. По берегам Шельды стояли корабли, словно приплывшие сюда из Средневековья. Второй по величине порт Европы принимал участников очередной регаты. Хороший сюрприз для туристов. Из ожидаемых же достопримечательностей города стоит отметить дом Рубенса, собор Богоматери с изящной 123-метровой колокольней и памятник Петру I, подаренный городу мэром Москвы в 1998 году.

Не секрет, что русский царь прибыл в южную Голландию, как тогда именовали Бельгию, для того, чтобы поучиться и позаимствовать у европейцев  немало технически передового, общественно полезного и просто рационального. Собственно, и сегодня это делать ещё не поздно.

Юрий КРАСАВИН
Фото автора