Понедельник, 25 ноября 2024

Редакция

Кому нужны подпорки

{thumbimage 150px 1}Этой зимой, как снежный ком, навалились проблемы на жителей Боровенковского сельского поселения, что в Окуловском районе
 Нынешней зимой все районы столкнулись с проблемой нечищеных дорог и крыш домов, с протеканием кровель зданий. О поселке Боровенка заговорили по всей области, когда под тяжестью снега произошло обрушение части крыши местной школы.
Случилось это в начале февраля. Тогда власти района обещали в короткие сроки все исправить. В конце марта в Боровенке побывали корреспонденты «НВ».
 
Километраж уборки

Свернув у Окуловки в сторону Боровенки, 20 с лишним километров редакционная машина ехала по заснеженной, то и дело петляющей трассе, не встретив ни одного автомобиля и ни одной деревни по пути. Лишь однажды удалось разглядеть указатель какого-то населенного пункта, что находился в отдалении от дороги, но прочитать название мы не смогли — информатор оказался перевернут.
Казалось, пути в метель не будет конца. Но вот за очередным поворотом показался поселок — домики по окна в сугробах, редкие прохожие, магазины на каждом углу и свисающие с крыш снежные шапки.
— Я 14 лет являюсь главой Боровенковского поселения, и за все это время такой снежной зимы не было, — начала разговор сразу с наболевшей темы Екатерина ЧЕРЕПКО. — Расчистка дорог — сейчас основная наша забота.
И проблема, по словам Екатерины Федоровны, не в том, что нечем платить за уборку снега с улиц и проезжей дороги, соединяющей многие села, средства как раз есть, а в том, что нет фирм, готовых выполнять такую работу:
— Скажем, еще лет десять назад у нас здесь было много предприятий, и за каждым была закреплена территория, которую они приводили в порядок и летом, и зимой. Сейчас же в Боровенке один трактор у частного лица да техника еще у одного предпринимателя. Они, конечно, помогают, и часто — безвозмездно, но наше поселение — это 78 деревень, разбросанных на десятки километров друг от друга. Представляете объем работы?
Чтобы отдаленные села совсем не занесло снегом, администрация Боровенковского поселения периодически просит районное дорожно-эксплуатационное предприятие расчищать не только главную трассу, за которую ДЭП несет ответственность, но и проселочные дороги и улицы в населенных пунктах. Но крупногабаритная техника дорожников, предназначенная для работы на больших площадях, не может проехать по узким сельским улочкам.
— Данную проблему администрации муниципальных поселений района не раз за эту зиму обсуждали на разных заседаниях, — продолжает Екатерина Черепко. — Выход мы видим в одном: обязать ДЭП заключать с поселениями договоры возмездного оказания услуг по расчистке дорог, а то сейчас наше сотрудничество держится исключительно на добрых отношениях. И еще: надо пополнить парк техники эксплуатационного предприятия за счет районных, а возможно, и областных, средств машинами, пригодными для работы в селах и на узких дорогах. Иного выхода из этой заснеженной ситуации, которая может и в следующем году снова повториться, нет.

Неэффективный работник

В школе поселка Боровенка сейчас учатся 190 ребятишек. Это единственное на все 78 деревень поселения среднее общеобразовательное учреждение, куда ежедневно осуществляется подвоз учащихся из разных населенных пунктов, отстоящих от школы порой на 35 километров. По уровню оказания образовательных услуг данная школа является одной из лучших по району и области. Впрочем, работа коллектива учреждения сферы образования оценивается не только по качеству преподавания и воспитания, но и по умению поддерживать порядок на вверенной территории. И по состоянию крыши здания в том числе…
По словам директора Лидии СЕЛЕЗНЕВОЙ, одноэтажное здание школы было построено в 1965 году. Ремонтные работы велись в нем не часто. так, здесь еще помнят, как в 1980-х на крыше, не выдержавшей толщи снега зимой, перекладывался шифер. Что же касается чердачных перекрытий, как раз ставших слабым звеном, то они вообще ни разу не укреплялись.
Руководитель учреждения утверждает, что этой зимой крыша неоднократно чистилась. Когда произошло обрушение, новгородские тележурналисты сняли, с выездом на место, сюжет. В нем хорошо видно: слой снега на крыше был почти в человеческий рост. Это говорит о том, что с кровли снег не убирали очень давно. Да и некому это делать — нет в школе ни дворника, ни рабочего по зданию.
Сейчас крыша над данным корпусом полностью перекрыта. Но по-прежнему снега на ней много. И по-прежнему никто его не счищает. Правда, по периметру школы где-то в метре от стен натянута лента, предупреждающая о возможной опасности — сходе подтаявшего на весеннем солнышке снега.
Так совпало, что в день визита «НВ» в Боровенку с проверкой в школу приехала Уполномоченный по правам ребенка в Новгородской области Елена ФИЛИНКОВА:
— Ремонтные работы произведены, и сейчас угрозы здоровью и жизни учащихся нет. Но когда произошло обрушение, я приехала сюда и первым делом спросила, в чьи обязанности входит расчистка крыши. Оказалось, что ни в чьи. А такого быть не может: есть объем работы, и объем этот большой, и его должен кто-то выполнять и отвечать за выполнение или невыполнение. Тогда я поставила вопрос перед администрацией района о необходимости введения штатных единиц таких рабочих. Но их как не было, так и нет. Получается, что даже ЧП не заставляет нас думать о предупреждении опасности.
Лидия Селезнева в свою очередь констатирует факт: дворник или рабочий по зданию — это неэффективные расходы, за сокращение которых борются муниципальные и региональные органы власти.
Поясним: в образовательных учреждениях неэффективными  считаются траты бюджетных средств на все, что напрямую не относится к учебному процессу. Раз дворники да уборщицы не ведут уроков, то они относятся к категории неэффективных, и с ними ведут отчаянную борьбу. И не только в Окуловском районе, но и по всей области.
Но ведь случилась беда. Хорошо, что в момент обрушения в помещении не было людей. А если бы… Страшно даже подумать, чем могло бы все обернуться.
Однако в отличие от вопроса с расчисткой дорог, по которому главы поселений района выработали определенное мнение и готовы его отстаивать, вопрос о тех, кто должен содержать в порядке школьные здания, так и остался без ответа со стороны органов управления образованием.
Снега на крыше Боровенковской школы много. Ремонт произведен только над одним корпусом. И если вспомнить, что перекрытия ни разу с момента постройки здания не укреплялись, вывод напрашивается сам собой: опасность новых обрушений, но уже в других местах, остается.

Снег в помощь

Выйдя из школы, мы с главой Боровенковского поселения решили пройтись по поселку. На одной из улиц я увидела технику, расчищающую дорогу. Екатерина Федоровна объяснила, что это местный предприниматель откликнулся на просьбу помочь.
Директор двух лесозаготовительных предприятий ООО «Рашутино-лес» и ООО ПП «Торбино» Тельман ИСАКОВ сказал, что считает своим долгом помогать поселению, на территории которого работают фирмы:
— Наша расчетная лесосека — 60 тысяч кубометров. Находится она на территории поселения. Поэтому мы просто обязаны помогать людям, живущим здесь, и денег за это не берем. Зимой дороги расчищаем, летом — подсыпаем, ремонтируем, ведь наши лесовозы по этому пути ездят. Нужно после себя порядок оставлять, так как не только мы пользуемся этим лесом и дорогами, но и сельские жители, и туристы.
Для лесозаготовителей снежная зима не в тягость, наоборот — хорошо, что нет слякоти, ведь вывезти кругляк из леса в распутицу невозможно.
По пути на делянку Тельман Исаков поделился мыслями по поводу развития малого бизнеса:
— Когда-то на территории нашего поселения было около десяти крупных лесозаготовительных предприятий. Сейчас остались только два, которые я возглавляю. В чем причина того, что уходят люди из малого бизнеса нашего профиля? Еще лет пять назад заготовщиков в лесу было много — березу продавали в Финляндию. Потом федеральные власти решили ввести пошлины на вывоз лиственных пород за границу, предложив скандинавским партнерам на территории нашей страны построить перерабатывающие предприятия. Финны отказались. Российские же предприниматели вынуждены были почти полностью отказаться от заготовки лиственных пород. Кто-то закрыл предприятия, а кто-то, как мы, переключился на хвойные породы. Но тут тоже не все так просто. Сейчас по всей стране идет массовая вырубка ели. По статистике лиственных пород в лесу на порядок больше, чем хвойных, и к тому же береза вырастает за 50—60 лет, а ель — за 100—120. Понятно, что по истечении очень небольшого времени запасы вечнозеленых красавиц иссякнут. Мы, конечно, проводим работы по высадке саженцев, но восполнить потери все равно не успеваем. К сожалению, на государственном уровне об этой проблеме не говорят, она сейчас лежит исключительно на плечах лесозаготовителей.
На делянке нам продемонстрировали технику нового поколения — харвестер, который без вреда для почвы и других деревьев срезает ствол, подхватывает его и сразу же очищает от ветвей. Исаков убежден, что сегодня работать в лесу по старинке, ручным способом, нанося вред природе, нельзя. Себе дороже обойдется.
Лесозаготовка — дело сезонное. Пока земля занесена снегом да подморожена — самое время лес вывозить. Ну а когда все растает, работы на этой делянке будут остановлены. Распутица испортит дороги, которые, как только грунт подсохнет, работники двух лесозаготовительных предприятий Боровенковского поселения начнут снова ремонтировать, чтобы и сами они могли проехать, и жители не были в претензии.
 
Людмила ДАНИЛКИНА
Николай БАРАНОВСКИЙ (фото)