{thumbimage 150px 1}Почему в одном из самых крупных и преуспевающих районов Новгородской области днём с огнём не сыщешь квалифицированных работников?
Первое впечатление от города Чудово — чистенький, опрятный городок, по дорогам ездят «КамАЗы» с отвалами, трактор деловито сгребает снег возле памятника Ленину перед зданием районной администрации, а дежурный бегает по парковке и просит отогнать машины в другое место, чтобы можно было проехать технике… И тут же местное население рассказывает о недавнем приезде губернатора Сергея МИТИНА.
— Перед тем как сесть в московский поезд, осмотрел районный центр — надо сказать, что тут вчера ещё сугробы посреди дороги лежали. Естественно, Сергей Герасимович остался недоволен увиденной картиной и потребовал у властей к своему возвращению убрать всё безобразие. Засуетились… — рассказали нам по секрету.
— Перед тем как сесть в московский поезд, осмотрел районный центр — надо сказать, что тут вчера ещё сугробы посреди дороги лежали. Естественно, Сергей Герасимович остался недоволен увиденной картиной и потребовал у властей к своему возвращению убрать всё безобразие. Засуетились… — рассказали нам по секрету.
Но, как всем известно, не только чистотой дорог определяется благосостояние района. Оно напрямую зависит от количества рабочих мест и уровня заработной платы населения. А живёт здесь 24 тысячи человек, причём львиная доля — 16 тысяч — в городе.
Как рассказал нам глава муниципального района Сергей АНИЩЕНКО, в настоящий момент в самом городе работают шесть крупных промышленных предприятий, ещё одно — в Грузинском сельском поселении.
— Средняя заработная плата на наших предприятиях — около 24 тысяч рублей. Мы на третьем месте по этому показателю в области после Крестецкого района и Великого Новгорода, — отрапортовал глава района.
Правда, работники предприятий не разделили оптимизма Сергея Анищенко и были удивлены, когда услышали о том, какие у них зарплаты.
— Сильно «усреднили» показатели. Я догадываюсь, откуда они берутся: сравниваются оклады директора и, допустим, уборщика. Действительно, получится и 25 тысяч, и 30. В реале же мы тут получаем гораздо меньше, — рассказал нам один из работников «импортного» завода по производству изоляционных материалов, базирующегося в Чудове.
Да и сами предприятия по-разному зарабатывают. Работник завода по производству железнодорожных шпал никогда не сравнится по уровню дохода с местной шоколадной фабрикой. На ней, по слухам, самые высокие оклады. «По слухам» — потому что ни одно крупное предприятие не говорит в открытую о своих доходах и зарплатах, это считается коммерческой тайной.
А одно предприятие оказалось «закрытым» в самом прямом смысле — почему-то никто не захотел общаться с нами на спичечной фабрике. А жаль: завод знаковый, ибо его продукция даже на гербе района изображена — на нём медведи в руках держат подожженные спички. Как выяснилось, это уже анахронизм, потому как полноценных спичек в Чудове давно уже не выпускают, делают лишь соломку, а серу наносят уже в других регионах России и зарубежья.
— Зато они избавились от опасного производства и больше не хранят бертолетову соль у себя на предприятии, расположенном в центре города, — рассказал о прогрессе глава района.
Между тем, кроме промышленного производства, в городе существует ещё одна крупная инфраструктура — железная дорога. На местной узловой станции с недавних пор (и опять же после влияния на процесс Сергея Митина) останавливается первый в России скоростной поезд «Сапсан» — до Питера отсюда теперь можно доехать за полчаса, до Москвы — за три.
Естественно, тут же начался процесс обновления самой станции. Правда, ремонт, как планировалось, не закончился в сентябре, а продолжается до сих пор. Вокзал изнутри в лесах, в кабинетах руководства рабочие что-то делают прямо рядом с постоянными «жильцами». Несколько раз нам попадались неработающие настенные часы, которые показывали одно и то же время: 17.30 — что бы это значило?
— Сколько мы тут мучаемся? Не успели внутри доделать, а крыша уже потекла! — видимо, ответила на не заданный нами вслух вопрос начальник станции Ирина БУБАРЕНКО.
Железнодорожная структура в Чудове предоставляет рабочие места примерно пяти сотням жителей. При этом случается и так, что человек уходит на большую зарплату на шоколадную фабрику, а после всё равно возвращается на станцию.
Одним из самых нелюбимых мест в городе Чудово у местного населения стал новый пешеходный переход через железную дорогу — огромное массивное пластиковое сооружение. Во-первых, высотой он примерно в четыре этажа, и нужно потратить много времени и сил, чтобы добраться до верха, а потом спуститься вниз. Во-вторых, построен в неудобном месте — не около автостанции и рынка, откуда самый большой поток людей, а возле здания спичечной фабрики. А в-третьих, переход тут же стал местом скопления молодёжи с пивом и сигаретами. Как следствие он тут же превратился в общественный туалет, и чудовцы обходят его стороной — прямо по железнодорожным путям.
Переход обошёлся «РЖД» гораздо дороже, чем планировалось. Сооружение стоит больше 200 миллионов рублей. На том месте, где предлагалось поставить его изначально, он был бы дешевле.
— На самом деле, когда стоял вопрос об усовершенствовании станции Чудово в связи с запуском «Сапсана», выяснилось, что территории, на которых должен был быть построен переход, принадлежат частным лицам, которые имеют свои планы на эти площади, — сообщили в пресс-службе Октябрьской железной дороги — филиале ОАО «РЖД».
А вот глава района Сергей Анищенко утверждает, что «вопрос о строительстве пешеходного перехода именно на этом месте решался на общественных слушаниях. Народ сам решил, где ему удобно ходить через пути».
Конечно, ещё один переход сейчас вряд ли построят, а по путям скоростного «Сапсана» ходить нельзя. Но молодёжь из перехода выгнали. Как нам рассказали на станции, за переправой теперь следят охранники частного предприятия.
Все без исключения жители, с которыми нам удалось пообщаться, начинают разговор с того, что они прекрасно знают, что можно жить гораздо лучше, чем в Чудове. Живой пример перед глазами: в какой-то сотне километров на север — Санкт-Петербург. Там, по словам населения, и живёт сейчас большая доля рабочих, прописанных в Новгородской области. Зарплата на одном и том же производстве в несколько раз выше, издержки по питанию меньше. А в Чудове? Никакой развлекательной инфраструктуры! Молодёжь однозначно заявляет: вечером в городке делать нечего — чуть ли не одно крупное кафе на весь город. А ведь, кроме работы, нужны еще и условия для нормальной жизни… Как следствие — на предприятиях чувствуется нехватка квалифицированных кадров.
Показательный пример — Грузинское сельское поселение. Два сельхозпредприятия, одно из которых уже объявило себя банкротом, и один завод по производству фарфора. А прописано здесь почти 3500 человек.
— Когда весной прошлого года завод был признан банкротом, трудоспособное население начало искать работу в Питере, Великом Новгороде и Чудове. Обратно почти никто не вернулся, хотя «Красный фарфорист» снова открылся и работает сейчас в полную силу. Не верят больше люди, — пояснила глава поселения Лариса БАШМАЧНИКОВА.
Михаил МАЙСУРАДЗЕ, управляющий фарфоровым заводом, подтверждает ее слова:
— Как бы парадоксально это ни звучало в контексте с нашим многострадальным заводом, работы много, а людей не найти. Мало того, что лучшие кадры отправились за пределы области, так ещё и пьянство поголовное подкосило специалистов. Может показаться удивительным, но женский алкоголизм по нам бьёт сильнее, чем мужской: пьют деревенские бабы чаще и больше.
А нужны заводу сейчас обжигальщики, формовщики, литейщики и художники — профессии не очень распространённые. Между тем несмотря на нехватку кадров завод как будто и не закрывался: у нас на глазах прошёл увлекательный процесс изготовления тарелок и кружек от выгрузки материала из грузовика до нанесения аппликации на готовое изделие.
Но, как выяснилось, сейчас основной упор «Красный фарфорист» делает не на изготовление посуды, а на производство сувенирной туристической продукции с символикой Великого Новгорода: с точностью до деталей выполненный из фарфора «Памятник тысячелетию России», штофы в виде Садко и Любавы и сотни мелочей, напоминающих о величии старинного города.
А что касается кадрового вопроса, то тут у людей своя позиция. Мы задали вопрос одному из работников по имени Андрей (коллеги называют его «мужиком с золотыми руками») о том, как живётся ему при новом начальстве и почему он не сбежал вместе со всеми.
— Я здесь 28 лет работаю, шесть директоров пережил, разную зарплату получал. И на другое производство звали, но не поехал — тут же всё своё, родное: дом, хозяйство. Да и работа тоже — неотъемлемая часть жизни, зачем мне Питер?
Жаль, что не все разделяют его патриотизм.
Как рассказал нам глава муниципального района Сергей АНИЩЕНКО, в настоящий момент в самом городе работают шесть крупных промышленных предприятий, ещё одно — в Грузинском сельском поселении.
— Средняя заработная плата на наших предприятиях — около 24 тысяч рублей. Мы на третьем месте по этому показателю в области после Крестецкого района и Великого Новгорода, — отрапортовал глава района.
Правда, работники предприятий не разделили оптимизма Сергея Анищенко и были удивлены, когда услышали о том, какие у них зарплаты.
— Сильно «усреднили» показатели. Я догадываюсь, откуда они берутся: сравниваются оклады директора и, допустим, уборщика. Действительно, получится и 25 тысяч, и 30. В реале же мы тут получаем гораздо меньше, — рассказал нам один из работников «импортного» завода по производству изоляционных материалов, базирующегося в Чудове.
Да и сами предприятия по-разному зарабатывают. Работник завода по производству железнодорожных шпал никогда не сравнится по уровню дохода с местной шоколадной фабрикой. На ней, по слухам, самые высокие оклады. «По слухам» — потому что ни одно крупное предприятие не говорит в открытую о своих доходах и зарплатах, это считается коммерческой тайной.
А одно предприятие оказалось «закрытым» в самом прямом смысле — почему-то никто не захотел общаться с нами на спичечной фабрике. А жаль: завод знаковый, ибо его продукция даже на гербе района изображена — на нём медведи в руках держат подожженные спички. Как выяснилось, это уже анахронизм, потому как полноценных спичек в Чудове давно уже не выпускают, делают лишь соломку, а серу наносят уже в других регионах России и зарубежья.
— Зато они избавились от опасного производства и больше не хранят бертолетову соль у себя на предприятии, расположенном в центре города, — рассказал о прогрессе глава района.
Между тем, кроме промышленного производства, в городе существует ещё одна крупная инфраструктура — железная дорога. На местной узловой станции с недавних пор (и опять же после влияния на процесс Сергея Митина) останавливается первый в России скоростной поезд «Сапсан» — до Питера отсюда теперь можно доехать за полчаса, до Москвы — за три.
Естественно, тут же начался процесс обновления самой станции. Правда, ремонт, как планировалось, не закончился в сентябре, а продолжается до сих пор. Вокзал изнутри в лесах, в кабинетах руководства рабочие что-то делают прямо рядом с постоянными «жильцами». Несколько раз нам попадались неработающие настенные часы, которые показывали одно и то же время: 17.30 — что бы это значило?
— Сколько мы тут мучаемся? Не успели внутри доделать, а крыша уже потекла! — видимо, ответила на не заданный нами вслух вопрос начальник станции Ирина БУБАРЕНКО.
Железнодорожная структура в Чудове предоставляет рабочие места примерно пяти сотням жителей. При этом случается и так, что человек уходит на большую зарплату на шоколадную фабрику, а после всё равно возвращается на станцию.
Одним из самых нелюбимых мест в городе Чудово у местного населения стал новый пешеходный переход через железную дорогу — огромное массивное пластиковое сооружение. Во-первых, высотой он примерно в четыре этажа, и нужно потратить много времени и сил, чтобы добраться до верха, а потом спуститься вниз. Во-вторых, построен в неудобном месте — не около автостанции и рынка, откуда самый большой поток людей, а возле здания спичечной фабрики. А в-третьих, переход тут же стал местом скопления молодёжи с пивом и сигаретами. Как следствие он тут же превратился в общественный туалет, и чудовцы обходят его стороной — прямо по железнодорожным путям.
Переход обошёлся «РЖД» гораздо дороже, чем планировалось. Сооружение стоит больше 200 миллионов рублей. На том месте, где предлагалось поставить его изначально, он был бы дешевле.
— На самом деле, когда стоял вопрос об усовершенствовании станции Чудово в связи с запуском «Сапсана», выяснилось, что территории, на которых должен был быть построен переход, принадлежат частным лицам, которые имеют свои планы на эти площади, — сообщили в пресс-службе Октябрьской железной дороги — филиале ОАО «РЖД».
А вот глава района Сергей Анищенко утверждает, что «вопрос о строительстве пешеходного перехода именно на этом месте решался на общественных слушаниях. Народ сам решил, где ему удобно ходить через пути».
Конечно, ещё один переход сейчас вряд ли построят, а по путям скоростного «Сапсана» ходить нельзя. Но молодёжь из перехода выгнали. Как нам рассказали на станции, за переправой теперь следят охранники частного предприятия.
Все без исключения жители, с которыми нам удалось пообщаться, начинают разговор с того, что они прекрасно знают, что можно жить гораздо лучше, чем в Чудове. Живой пример перед глазами: в какой-то сотне километров на север — Санкт-Петербург. Там, по словам населения, и живёт сейчас большая доля рабочих, прописанных в Новгородской области. Зарплата на одном и том же производстве в несколько раз выше, издержки по питанию меньше. А в Чудове? Никакой развлекательной инфраструктуры! Молодёжь однозначно заявляет: вечером в городке делать нечего — чуть ли не одно крупное кафе на весь город. А ведь, кроме работы, нужны еще и условия для нормальной жизни… Как следствие — на предприятиях чувствуется нехватка квалифицированных кадров.
Показательный пример — Грузинское сельское поселение. Два сельхозпредприятия, одно из которых уже объявило себя банкротом, и один завод по производству фарфора. А прописано здесь почти 3500 человек.
— Когда весной прошлого года завод был признан банкротом, трудоспособное население начало искать работу в Питере, Великом Новгороде и Чудове. Обратно почти никто не вернулся, хотя «Красный фарфорист» снова открылся и работает сейчас в полную силу. Не верят больше люди, — пояснила глава поселения Лариса БАШМАЧНИКОВА.
Михаил МАЙСУРАДЗЕ, управляющий фарфоровым заводом, подтверждает ее слова:
— Как бы парадоксально это ни звучало в контексте с нашим многострадальным заводом, работы много, а людей не найти. Мало того, что лучшие кадры отправились за пределы области, так ещё и пьянство поголовное подкосило специалистов. Может показаться удивительным, но женский алкоголизм по нам бьёт сильнее, чем мужской: пьют деревенские бабы чаще и больше.
А нужны заводу сейчас обжигальщики, формовщики, литейщики и художники — профессии не очень распространённые. Между тем несмотря на нехватку кадров завод как будто и не закрывался: у нас на глазах прошёл увлекательный процесс изготовления тарелок и кружек от выгрузки материала из грузовика до нанесения аппликации на готовое изделие.
Но, как выяснилось, сейчас основной упор «Красный фарфорист» делает не на изготовление посуды, а на производство сувенирной туристической продукции с символикой Великого Новгорода: с точностью до деталей выполненный из фарфора «Памятник тысячелетию России», штофы в виде Садко и Любавы и сотни мелочей, напоминающих о величии старинного города.
А что касается кадрового вопроса, то тут у людей своя позиция. Мы задали вопрос одному из работников по имени Андрей (коллеги называют его «мужиком с золотыми руками») о том, как живётся ему при новом начальстве и почему он не сбежал вместе со всеми.
— Я здесь 28 лет работаю, шесть директоров пережил, разную зарплату получал. И на другое производство звали, но не поехал — тут же всё своё, родное: дом, хозяйство. Да и работа тоже — неотъемлемая часть жизни, зачем мне Питер?
Жаль, что не все разделяют его патриотизм.
Александр ФРОЛОВ
Николай БАРАНОВСКИЙ (фото)
Николай БАРАНОВСКИЙ (фото)