Четверг, 09 января 2025

Редакция

Мы не настолько богаты

Недавно соседка рассказала мне о кладбище и церкви Воскресения на Красном Поле в Великом Новгороде — там был в 1927 году похоронен её дед.
Тихвинское — кладбище древнее, многие поколения новгородцев покоятся в этой земле. В послевоенные годы в церкви жили горожане, вернувшиеся на развалины родных домов. Тогда же хоронить людей на этом месте перестали, и сейчас кладбище заброшено.
Мне, коренной новгородке, стало стыдно: почему я не знаю об этих кладбище и церкви?
По приезде на место выяснилось, что оно удалено от всех туристских маршрутов, спрятано среди домов и бетонных заборов различных предприятий. Перед глазами предстаёт очень грустное зрелище — маленькая церквушка с наглухо замурованными окнами. Перед ней руины храмов Тихвинского монастыря. На стенах — зияющие отверстия от выпавших или выковырянных кирпичей, а ведь на церкви имеется доска «Памятник архитектуры XIV века, охраняется как всенародное достояние». Непонятно, кто же ее охраняет.
Оказывается, заботятся о Воскресенской церкви по мере сил своих жители ближайших домов и садоводы. Выкашивают траву, сажают цветы. Поставили прочную железную дверь.
То, что осталось от кладбища, плачевно! Кажется, что здесь еще идет  война. Все перерыто, замусорено, заросло кустарником, невдалеке разоренный склеп с зияющим подземельем. Всюду опрокинутые памятники, заросшие мхом надгробные плиты. Нужна помощь города, чтобы привести все кладбище в порядок.
Мимо кладбища проходит дорога к источнику. Над ним сделан хороший деревянный сруб с крышкой. На срубе — крест и небольшой купол. Рядом посажены цветы. Сама дорога перегорожена вкопанными трубами, чтобы сюда не ездили мыть машины. Соседкина подруга рассказала мне, что некие «доброжелатели» после этого налили в колодец солярки. Сердобольные женщины приводили его в порядок своими силами: вычерпали, помыли кольца внутри. Каково это делать вручную пожилым женщинам — колодец-то глубокий!
Хорошо бы собрать для памятного знака имена людей, похороненных на этом кладбище. Или мы настолько богаты, что можем запросто забыть о памятнике XIV века?

Ирина ВАСИЛЕНКО,
Великий Новгород