Четверг, 09 января 2025

Редакция

Про штампы и любовь

Корреспонденты «НВ» обсуждают очередной фильм Тимура Бекмамбетова «Ёлки».
События новогодней комедии происходят в 11 городах России от Дальнего Востока до Калининграда. Среди героев не меньшее разнообразие — таксист, поп-дива, бизнесмен, актер, сноубордист, пенсионерка, вор, милиционер, Президент России. Оказавшись замешанными в «новогоднюю быль», которая должна стать сказкой, герои пытаются с честью выйти из непростой ситуации.

А.Б.: — Итак, Маша, как ты помнишь, я смеялась, но мне не понравилось. Попробую объяснить почему. «Ну вот! — подумала я, выйдя из кинотеатра, — посмотрела очередную новогоднюю комедию со стандартным букетом: шампанское, тонны плохо скрытой рекламы, обаятельные работяги, парочка представителей нерусской национальности и любовь, любовь, любовь». Все компоненты замысловато перемешаны в совсем незамысловатый сюжет с всенепременным счастливым концом. Такая предсказуемость вызывает зевоту, но хоть я и знаю, что очередная комедия не станет шедевром вроде «Иронии судьбы», я все равно послушно иду её смотреть. Как в том анекдоте про ежиков и кактус. Ты, кстати, на сеансе тоже смеялась… Понравилось?

М.К.: — Скорее да, чем нет. Правда, с твоими доводами я соглашусь. Да, действительно, фильм основан на стандартном наборе штампов, но я не уверена, что это так уж плохо. Ведь и сам Новый год — если разобраться, праздник регулярный и заштампованный. В том его и прелесть. И раз уж речь зашла об оригинальности фильма, есть такая рождественская американская сказка «Реальная любовь». Так вот, «Ёлки» —  это её аналог, только по-русски, со всеми атрибутами России: тут тебе и бескрайние дали, и несколько часовых поясов подряд, и дружба народов, тема на сегодняшний день довольно острая.

А.Б.: — Острая, только вот в жизни, а не в кино. Кому как, а мне «Ёлки» в очередной раз продемонстрировали: наш кинематограф  как жил в мире грёз и фантазий, так там и остается, припорошенный пылью времен и новогодним снежком. Этакий капиталистический сюрреализм — смесь реальности и снов. И проснуться, кажется, невозможно. Вот реальность: есть у нас в стране детдомовские дети и гастарбайтеры, убирающие кремлевскую площадь. Но разве не сон то, что они могут дотянуться не только до Веры Брежневой, но и до самого президента?! И президент решит их проблемы! Жалко, что не реальные, а только те, что из сферы детских комплексов и обид. Кажется, нам откровенно сказали: наше время — не для высоких задач.

М.К.: — Ты думаешь, нам пытались сказать что-то глобальное? Давай тогда поговорим о миссии фильма, если так можно выразиться. Конечно, сравнивать «Ёлки» с «Иронией судьбы» и рекомендовать его для обязательного включения в программу передач я бы не стала, но мне кажется, что свои задачи фильм выполняет полностью. Замучила работа, не высыпаешься, нет настроения — вперёд! Бекмамбетов продемонстрировал нам добрую сказку, в которой подкупает атмосфера чистоты, праздничности, уверенности в том, что вокруг — только добрые люди, которые, получив от тебя эсэмэску в разгар собственных проблем, не забудут о твоем существовании тут же, а потратят пару минут и пару рублей и совершат столь необходимый звонок. Скажу честно: лично на меня фильм подействовал именно так, как было задумано, — повысил градус праздничности перед каникулами. Для освещения остросоциальных проблем есть арт-кино, впрочем, его в кинозалах Новгорода увидишь вряд ли. Кстати, а если бы тебе понадобилось проверять теорию шести рукопожатий, как бы ты действовала?

А.Б.: — Если бы надо было достучаться до президента? Ну, во-первых, я бы постаралась увеличить число цепочек, то есть звонила бы не кому-нибудь одному, а скажем, сразу шестерым. Брату бы в Москву позвонила, сестре — в Смоленск, а еще в Омск, Петрозаводск, Псков и Ингушетию. А во-вторых... Эх, да, по-моему, лучше письмо Деду Морозу накатать, чем до президента пытаться дозвониться!

М.К.: — А я бы начала действовать по вертикали. Ну, пресс-служба, областная администрация, а оттуда уже и до Кремля недалеко. Другой вопрос что в фильме, как мне показалось, речь идёт как раз о том, что сделать большое дело могут вполне обыкновенные, маленькие люди. Если только действуют сообща, ну и, конечно, не без участия всепоглощающей и вечно молодой любви! Или это я уже сама вынесла глобальную мораль из простой новогодней комедии?

А.Б.: — Маша, теперь моя очередь соглашаться, без любви, конечно, никуда, особенно под Новый год! И я уверена, что обыкновенные люди, конечно, могут всё!

М.К.: — В итоге: если уж рекомендовать фильм зрителям, то с оговоркой. Не для вдумчивого и придирчивого просмотра с обязательным поиском правды и справедливости, а для компании друзей, в канун Нового года. По моим внутренним ощущениям, после 31 декабря такие фильмы резко теряют свою прелесть.

А.Б.: — Да уж, не задумывайтесь и не придирайтесь, вперед — за Новым годом!
 
Алина БЕРИАШВИЛИ,
Мария КЛАПАТНЮК