Воскресенье, 12 мая 2024

Редакция

Ниже среднего

уровень подготовки российских школьников, по данным международного мониторинга
Недавно были обнародованы результаты глобального рейтинга школьного образования PISA-2009, с 2000 года проводимого раз в три года в 65 странах. Исследование оценивает способность пятнадцатилетних подростков применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях.
Итоги последнего изучения повергли в шок не одну мировую державу: первое место заняли новички рейтинга — школьники из Шанхая. Россия же попала в аутсайдеры.
В рамках исследования  дети выполняют задания шести степеней сложности. Если школьник достигает второго уровня, значит, он умеет применять полученные знания в простейших неучебных ситуациях. Четвертый уровень — это когда ученик способен использовать знания для получения новых знаний. А те, кто выполняет задания 5—6-го уровней, могут смело считаться интеллектуальной элитой. Так вот, основная масса (71%) российских 15-летних подростков дотянулась только до второго уровня в математической грамотности, что позволило нашей стране занять лишь 38-е место в рейтинге. Чуть выше — Литва и Латвия, чуть ниже — Греция и Хорватия.
С чтением у нас дела обстоят еще хуже, чем со счетом. Как показало исследование, российские школьники не умеют интерпретировать авторское сообщение, выражать свои мысли о прочитанном, критически относиться к авторскому мнению. По этому направлению мы — в группе отстающих и занимаем 43-е место. Такое же положение у Арабских Эмиратов. Чуть лучше — у Турции, чуть хуже — у Чили. Среди лидеров — Шанхай, Корея, Финляндия.
По итогам достижений наших тинэйджеров по всем направлениям мониторинга в общем рейтинге мы заняли 41-е место из 65 возможных. Эксперты отмечают, что это наш худший результат: в 2000 году Россия занимала 21—25-е места по разным дисциплинам, в 2003 году — 20—30-е места, спустя еще три года  — 32—37-е позиции в рейтинге.
И такие, мягко говоря, невысокие результаты Россия демонстрирует на фоне модернизации сферы образования. Может, не то и не так реформируем? В общем, есть о чем задуматься…
 
Людмила ДАНИЛКИНА