{thumbimage 150px 1}Жителей Старорусского района всё больше волнует жилищный вопрос
В командировки в районы журналистов «НВ», как правило, зовет либо какое-нибудь событие или происшествие, либо письмо или звонок читателя с рассказом о проблемах и просьбой помочь. В этот раз поводом стал документ — областной перечень адресов беды Рождественского марафона. В нем перечислены малоимущие семьи с детьми, которым срочно требуется материальная поддержка. Так, в деревне Лукино отец один занимается воспитанием детей.
Напротив его фамилии в графе «Потребность» написано, что необходима мебель. Но на месте выяснилось, что проблема намного серьезнее, и волнует она не только отдельно взятую семью, а многих сельчан.
В тесноте, да не в обиде
По словам Нины ХОРЕВОЙ, исполняющей обязанности главы Большевороновского поселения, в состав которого входит и Лукино, деревня эта небольшая — порядка 20 дворов. Но жители без дела не сидят: большинство трудятся на ферме СПК имени Ильича, что прямо за селом. Там же сторожем работает и многодетный отец (шесть детей) Валентин ФОКИН.
— В 2004 году умерла жена. Тогда младшей дочери было пять лет, старшие сыновья получали профессию в училище, — вспоминает Валентин Викторович. — Всех нужно было учить и содержать. Тогда только и было денег — моя зарплата сторожа да детская пенсия по потере кормильца, концы с концами еле сводили. Сейчас уже легче — старшие пацаны со мной на ферме трудятся. Деньги, пусть и небольшие — 3—4 тысячи рублей в месяц каждому, но в общую копилку складываем. Хозяйство свое: корова, поросенок, огород.
Да, Фокины одеты, обуты, накормлены, но на большее средств не хватает. Нет, неправильно выразилась, не на большее, что можно воспринять как излишнее, а на самое необходимое. Войдя в дом и увидев повсюду давно отслужившие свой век диваны, кресла и кровати, я поняла, почему именно мебель была указана как первоочередная потребность этой семьи в областном списке адресов беды.
Помощь в натуральном выражении Фокиным нужна, но при всем этом мебель не решит их главную проблему. Полезная площадь дома — 42 квадратных метра, то есть на одного человека приходится всего шесть метров, что не соответствует никаким санитарным и жилищным нормам. Почти все пространство занимают спальные места. Изба старая, стены — в трещинах.
На настоящий момент из шести детей трое еще являются несовершеннолетними, а если к этому добавить нехватку квадратных метров, получается, что Фокины имеют право на улучшение жилищных условий за счет бюджетных средств. Нина Хорева не спорит, но говорит, что Валентин Викторович этот вопрос ни разу не ставил, но даже если бы и ставил, муниципального жилья, чтобы предоставить семье, в поселении нет. Фокины могут бесплатно получить участок под дом, но даже если они станут участниками федеральной программы «Социальное развитие села до 2012 года», предусматривающей бюджетные субсидии на строительство, должны будут вложить 30% собственных средств. А это сотни тысяч рублей. Таких денег у многодетного отца нет.
На улице к нашему разговору присоединились местные жители. Сельчане вспомнили, что в советские времена желающему строиться в деревне бесплатно 100 кубометров леса предоставлялось. Хоромы, конечно, с этого не возвести было, но на сруб избы вполне хватало.
— У нас с супругой трое ребятишек, но живем мы в доме вместе с родителями, — рассуждает Вадим ЛЬНЯВИН. — Потому как нет свободных средств, чтобы вложиться в строительство. И это при том, что оба работаем: жена — бригадиром доярок на ферме, а у меня вообще 10 профессий. Кроме того, держим пять коров, молоко от которых сдаем все в тот же СПК, да лошадь. Трактор помогает зарабатывать. Но все равно больших денег не имеем. Никакого лишнего движимого или недвижимого имущества, которое можно было бы продать, у нас нет. Получается, чтобы иметь 30% личных средств, необходимых для получения бюджетной дотации на строительство, нам нужно взять кредит в банке. А если не расплатимся с займом или подскочат цены на стройматериалы и нам не хватит денег закончить дом? Так рисковать мы не можем.
Сохранить и приумножить
СПК имени Ильича — одно из самых крупных и успешных сельхозпредприятий Старорусского района. Три фермы в разных деревнях, 420 голов скота, 80 работников.
— В кризис пришлось нелегко. В соседних поселениях немало хозяйств обанкротилось. Нам же удалось и поголовье сохранить, и штат: за три года всего 20 человек сократили, — рассказывает главный бухгалтер СПК Нина СМИРНОВА. — Возможно, по городским меркам, зарплаты наших работников и не очень большие — 3—10 тыс. рублей в зависимости от выполняемого объема и сложности, но получают люди деньги без задержек. В будущем году планируем заняться выращиванием овощей — картофеля, моркови, капусты. Земли много, и нужно ее использовать по максимуму. В ближайших планах — обновить технику.
В администрации СПК понимают, что новое направление работы потребует и квалифицированных кадров. Привлечь молодых перспективных специалистов на село можно только жильем. Но его нет. Поэтому решили в правлении СПК отправить на обучение отдельных своих специалистов.
— В советские времена колхоз имени Ильича строил для своих работников дома, позже они были переданы людям в собственность, — говорит заместитель председателя СПК Виктор ГРОХОЛЬСКИЙ. — Мы, правда, сохранили часть жилого фонда за кооперативом, но там сейчас живут наши же работники. Администрация осознает, что назрела необходимость решения жилищного вопроса. Но поскольку домострой нам сейчас не по силам, мы активно пропагандируем федеральную программу. Такие проекты реально помогают деревенским жителям обустроиться.
Дорогу осилит идущий
Когда я зашла в дом к чете ГАСАН, Алла колдовала на кухне, готовясь к праздничному ужину по поводу 20-летия супружеской жизни.
— Этот дом мы получили от колхоза имени Ильича как раз после свадьбы. Позже его приватизировали, — рассказывает Алла. — У нас двое детей, каждому нужна своя комната, а места в доме маловато. О том, что нужно расширяться, мы с мужем думаем давно. Начали просчитывать варианты. Выкупили за небольшие деньги у соседей участок с почти развалившейся постройкой. Супруг расчистил площадку, сделал фундамент.
Рассказ женщины прервал вернувшийся с удачной рыбалки муж Сергей. Похвастался уловом окуней и присоединился к нашей беседе. Глава семьи сказал, что о существовании программы, позволяющей получить субсидию под индивидуальное строительство, слышал давно, но думал, что участвовать в ней могут лишь молодые семьи. А года полтора назад, когда уже пытался собственными силами дом строить, приехали в поселение из администрации Старорусского района и подробно рассказали о возможности участия в областной программе.
— Оказалось, что наша семья вполне может попытать счастья, поскольку метраж нашего дома по нормам оказался мал на четверых, — говорит Сергей. — Мы начали сбор документов, который, к слову сказать, отнял много сил и времени. Пока наши справки проверяли на районном, а потом и на областном уровне, пока на очередь на получение субсидии ставили, я потихоньку продолжал строительство. Откуда деньги? Подкопим немного, материалов купим. Кроме того, я отказался от услуг подрядных фирм, все работы делаю сам, что позволяет существенно экономить. Весной этого года пришло подтверждение, что до нашей семьи дошла очередь на получение субсидии. Но прежде чем получить деньги, мы обязаны были показать 30% собственных средств. Экспертам я предложил оценить стены, подведенные под крышу. Наш личный вклад был признан соответствующим требованиям. Субсидия составила около миллиона рублей. Правда, живых денег мы не видели: по условиям программы администрация Новгородской области перечислила средства на счет одного из строительных магазинов Старой Руссы, который я сам выбрал, и теперь все необходимые мне материалы доставляют прямо в деревню.
Супруги Гасан провели для меня экскурсию по новому двухэтажному дому с гаражом и подсобными помещениями. Сергей уже отделочными работами занимается. Переезд запланирован на осень 2011 года. Глава семьи убежден, что денег по субсидии вполне достаточно, чтобы дом довести до ума. Он говорит, что только поначалу страшно начинать такое большое дело, как новое жилье.
Как оказалось, Гасан — не единственная в Большевороновском поселении семья, которая благодаря господдержке строит жилье. Но с кем бы из местных домостроевцев я ни беседовала, все утверждали одно: без бюджетной, и не важно какого уровня, финансовой помощи жителям села самим не потянуть строительство.
И еще одну тему затронули в деревне. Сергей сейчас решает, какое отопление проводить в новом доме:
— Электрическое очень дорого обойдется. Не понаслышке говорю — двухэтажное здание в деревне Большое Вороново, где сейчас располагаются детский сад, начальная школа, ФАП, библиотека, спортивный зал и клуб, отапливается от котельной на электричестве. Так вот, в год за тепло приходится платить за все здание более миллиона рублей! Идеально было бы дом отапливать газом. Но хоть власти Старорусского района и обещали, что в 2010 году вопрос с газификацией начнет решаться, так ничего и не изменилось. А ведь как только в деревни придет природный газ, у бизнесменов появится желание вкладывать средства в развитие села. Тогда домострой и обустройство для нас не будут казаться такой уж несбыточной мечтой…
Людмила ДАНИЛКИНА
Фото автора
Фото автора