{thumbimage 150px 1}В валдайской деревне Шуя жизнь после выборов течёт размеренно, заведённым порядком. А вода не течёт вовсе — вот уже два месяца.
Пропала вода в одночасье еще 20 августа — артезианская скважина засорилась из-за утопленного в ней насоса. ЧП пришлось совсем некстати, потому что вспомнили, что срок эксплуатации скважины закончился много лет назад.
Так или иначе, но остались 250 жителей Шуи с семью колодцами на всю деревню. Жителям многоквартирных домов приходится, пожалуй, сложнее, чем всем остальным, — остро стоит проблема с канализацией.
Так или иначе, но остались 250 жителей Шуи с семью колодцами на всю деревню. Жителям многоквартирных домов приходится, пожалуй, сложнее, чем всем остальным, — остро стоит проблема с канализацией.
Казалось бы, семь колодцев на небольшую деревню — не так уж и мало, но самый ближний и удобный практически для всех — тот, что за зданием сельской администрации.
Поэтому вечером вода в этом колодце становится мутной, да и на всех ее не хватает. А отправляться за водой на другой конец деревни многие жители не могут, ведь основная часть населения — люди пенсионного возраста.
Кому только не писали местные жители о своей беде: и начальнику Главного управления МЧС России по Новгородской области, и прокурору Валдайского района, в Роспотребнадзор, а еще заместителю главы администрации Валдайского муниципального района. Обращались также в районную газету с просьбой разобраться в ситуации. Просочилась проблема деревни и в Интернет, где несчастных шуян сравнили и с жителями Африки, которые тоже испытывают проблему нехватки воды, и с жителями индейских резерваций, которые не нужны власти в своей стране. Самой деревне даже дали красочный африканский эпитет — бантустан Шуя.
В день, когда корреспонденты «НВ» приехали в эту деревню, глава шуйской сельской администрации Татьяна ЛЯЛИНА ждала бригаду ЗАО «Бурводстрой», которая должна была начать работы по капитальному ремонту скважины, — проблему все-таки начали решать. На вопрос же, отчего эти работы начнутся только 18 октября, если воды в деревне нет с 20 августа, Татьяна Николаевна ответила, что проблема даже не в отсутствии денег на ремонт — 240 тыс. рублей, 30% из которых выделены, а в документах. Их пришлось переоформлять несколько раз. Русским языком говоря, два месяца люди жили без воды из-за бюрократических проволочек.
В контракте с «Бурводстроем», который показала нам Татьяна Николаевна, указан срок, когда жители деревни вновь получат в свои краны и на колонки чистую воду, — 31 октября. 1 ноября мы позвонили в Шую и выяснили, что к началу ноября ремонтная бригада только завезла необходимое оборудование в деревню.
К слову, «водная» проблема для шуян не нова.
— В позапрошлом году мы как-то полтора месяца сидели без воды, — вспоминает Татьяна Лялина и, задумавшись, добавляет: — Люди наши все равно говорят: «Не помрем!».
Показательно в этой ситуации то, что винить местную власть в проволочках как-то совсем не хочется. Татьяна Лялина сама живет в Шуе и вместе со всеми жителями деревни вот уже два месяца ходит к колодцу или привозит чистую воду из Валдая.
Слишком большая перемена
Повсеместное закрытие школ в деревнях на Новгородчине — не редкость: некого становится учить на селе. Вот и в Шуе среднюю школу закрыли четыре года назад, когда в ней осталось всего восемь учеников. Сейчас деревенские ребята вынуждены ездить в Валдай, в школу № 1. Каждое утро в 7.15 их ждет частный предприниматель, с которым у сельской администрации вот уже два года заключен договор. Раньше детей возил школьный автобус, но этого вида транспорта тоже не хватает, как и учеников… Детсадовских ребятишек родители отвозят в город сами.
Здание бывшей школы стоит в центре деревни, неподалеку от администрации. Стены у здания крепкие, кирпичные, но окна выбиты, а двери распахнуты. В общем, производит оно не просто гнетущее, а ужасающее впечатление. Ветер треплет страницы разбросанных по полу старых книг и тетрадей, повсюду разбитые стекла, грязь. Бывшая школа используется своими бывшими учениками в качестве туалета. Благо стоит она совсем недалеко от местного Дома культуры, где по пятницам и субботам проводятся дискотеки.
В администрации нам сообщили, что здание школы пытались продать кому-нибудь, но желающих пока не нашлось. Логично было бы пока хоть забить в школе окна и двери, чтобы перестали измываться над зданием, где когда-то сеяли разумное, доброе, вечное.
Ямщики-раскольники
К счастью, проблемы с водоснабжением и закрытая школа — не единственные примечательные факты в истории деревни Шуя. Малочисленная, издерганная проблемами и уставшая от них сейчас деревенька некогда гремела на всю область благодаря совхозу-техникуму, а еще раньше была ямом, где меняли лошадей путники, направляющиеся в Иверский монастырь. Кстати, благодаря валдайской обители деревня и возникла на тракте Валдай — Боровичи. Входила она в приход села Зимогорье. В 1891 году в Шуе открылась церковно-приходская школа, где с 1896 года преподавал последний священник Зимогорской Иоанно-Предтеченской церкви Михаил Аполлосович Воскресенский. Здесь же была деревянная часовня — во время войны ее разрушили, да так и не стали восстанавливать.
Примечателен и тот факт, что в деревне долгое время было три хутора старообрядцев. Местные жители — по профессии своей, главным образом, ямщики — принадлежали к двум староверческим течениям: беспоповскому федосеевскому и поповскому. Наибольшее распространение получило федосеевское согласие, родившееся на основе поморского учения и ведения более аскетического образа жизни. Основателем его был уроженец Крестецкого Яма Феодосий Васильев.
Сейчас старообрядцев в Шуе не осталось. Старожил деревни Мария Яковлевна ИГНАТЬЕВА вспоминает со слов своей матери, что раньше кладбище в деревне было поделено на две части: справа хоронили православных, слева — старообрядцев, но затем это различие стерлось, хоронить стали там, где найдется местечко, и старообрядческие могилки затерялись в массе других.
— А жили они с другими жителями деревни в согласии, — вспоминает Мария Яковлевна, — только мама говорила, что для гостей у них была посуда отдельная заготовлена — такая уж религия.
Кстати, емкое название Шуя имеет несколько толкований. Бывший директор Шуйской средней школы Александр ПИСАРЕВ говорит о том, что это слово из угро-финского языка обозначает болото. А в других источниках можно обнаружить, что «шуя» — из старославянского «левая». Какой вариант верный — не определишь, местность неподалеку от валдайского озера действительно болотистая, а если ехать из Боровичей в Валдай, то Шуя окажется по левую руку от Иверского монастыря.
Выбери то, не знаю, что
В августе началась реорганизация Шуйского сельского поселения. В скором времени его присоединят к более перспективному Рощинскому. Только вряд ли в самой деревне что-либо кардинально изменится. Для появления нового производства или развития сельского хозяйства никаких предпосылок нет, даже коров в Шуе осталось не больше десятка, а когда-то тут было огромное стадо. Местным жителям остается либо ездить работать в Валдай, либо устраиваться в сферу обслуживания — пансионатов и баз отдыха в этом краю пруд пруди.
Когда проблема с водой еще не видела своего хоть сколь-нибудь скорого решения, жители деревни Шуя пообещали бойкотировать выборы. Тем не менее они все же состоялись, прошли, как и положено, тихо, мирно, без особых инцидентов. Что выбрали жители Шуи? Вероятно, то же, что и вся Россия.
Кому только не писали местные жители о своей беде: и начальнику Главного управления МЧС России по Новгородской области, и прокурору Валдайского района, в Роспотребнадзор, а еще заместителю главы администрации Валдайского муниципального района. Обращались также в районную газету с просьбой разобраться в ситуации. Просочилась проблема деревни и в Интернет, где несчастных шуян сравнили и с жителями Африки, которые тоже испытывают проблему нехватки воды, и с жителями индейских резерваций, которые не нужны власти в своей стране. Самой деревне даже дали красочный африканский эпитет — бантустан Шуя.
В день, когда корреспонденты «НВ» приехали в эту деревню, глава шуйской сельской администрации Татьяна ЛЯЛИНА ждала бригаду ЗАО «Бурводстрой», которая должна была начать работы по капитальному ремонту скважины, — проблему все-таки начали решать. На вопрос же, отчего эти работы начнутся только 18 октября, если воды в деревне нет с 20 августа, Татьяна Николаевна ответила, что проблема даже не в отсутствии денег на ремонт — 240 тыс. рублей, 30% из которых выделены, а в документах. Их пришлось переоформлять несколько раз. Русским языком говоря, два месяца люди жили без воды из-за бюрократических проволочек.
В контракте с «Бурводстроем», который показала нам Татьяна Николаевна, указан срок, когда жители деревни вновь получат в свои краны и на колонки чистую воду, — 31 октября. 1 ноября мы позвонили в Шую и выяснили, что к началу ноября ремонтная бригада только завезла необходимое оборудование в деревню.
К слову, «водная» проблема для шуян не нова.
— В позапрошлом году мы как-то полтора месяца сидели без воды, — вспоминает Татьяна Лялина и, задумавшись, добавляет: — Люди наши все равно говорят: «Не помрем!».
Показательно в этой ситуации то, что винить местную власть в проволочках как-то совсем не хочется. Татьяна Лялина сама живет в Шуе и вместе со всеми жителями деревни вот уже два месяца ходит к колодцу или привозит чистую воду из Валдая.
Слишком большая перемена
Повсеместное закрытие школ в деревнях на Новгородчине — не редкость: некого становится учить на селе. Вот и в Шуе среднюю школу закрыли четыре года назад, когда в ней осталось всего восемь учеников. Сейчас деревенские ребята вынуждены ездить в Валдай, в школу № 1. Каждое утро в 7.15 их ждет частный предприниматель, с которым у сельской администрации вот уже два года заключен договор. Раньше детей возил школьный автобус, но этого вида транспорта тоже не хватает, как и учеников… Детсадовских ребятишек родители отвозят в город сами.
Здание бывшей школы стоит в центре деревни, неподалеку от администрации. Стены у здания крепкие, кирпичные, но окна выбиты, а двери распахнуты. В общем, производит оно не просто гнетущее, а ужасающее впечатление. Ветер треплет страницы разбросанных по полу старых книг и тетрадей, повсюду разбитые стекла, грязь. Бывшая школа используется своими бывшими учениками в качестве туалета. Благо стоит она совсем недалеко от местного Дома культуры, где по пятницам и субботам проводятся дискотеки.
В администрации нам сообщили, что здание школы пытались продать кому-нибудь, но желающих пока не нашлось. Логично было бы пока хоть забить в школе окна и двери, чтобы перестали измываться над зданием, где когда-то сеяли разумное, доброе, вечное.
Ямщики-раскольники
К счастью, проблемы с водоснабжением и закрытая школа — не единственные примечательные факты в истории деревни Шуя. Малочисленная, издерганная проблемами и уставшая от них сейчас деревенька некогда гремела на всю область благодаря совхозу-техникуму, а еще раньше была ямом, где меняли лошадей путники, направляющиеся в Иверский монастырь. Кстати, благодаря валдайской обители деревня и возникла на тракте Валдай — Боровичи. Входила она в приход села Зимогорье. В 1891 году в Шуе открылась церковно-приходская школа, где с 1896 года преподавал последний священник Зимогорской Иоанно-Предтеченской церкви Михаил Аполлосович Воскресенский. Здесь же была деревянная часовня — во время войны ее разрушили, да так и не стали восстанавливать.
Примечателен и тот факт, что в деревне долгое время было три хутора старообрядцев. Местные жители — по профессии своей, главным образом, ямщики — принадлежали к двум староверческим течениям: беспоповскому федосеевскому и поповскому. Наибольшее распространение получило федосеевское согласие, родившееся на основе поморского учения и ведения более аскетического образа жизни. Основателем его был уроженец Крестецкого Яма Феодосий Васильев.
Сейчас старообрядцев в Шуе не осталось. Старожил деревни Мария Яковлевна ИГНАТЬЕВА вспоминает со слов своей матери, что раньше кладбище в деревне было поделено на две части: справа хоронили православных, слева — старообрядцев, но затем это различие стерлось, хоронить стали там, где найдется местечко, и старообрядческие могилки затерялись в массе других.
— А жили они с другими жителями деревни в согласии, — вспоминает Мария Яковлевна, — только мама говорила, что для гостей у них была посуда отдельная заготовлена — такая уж религия.
Кстати, емкое название Шуя имеет несколько толкований. Бывший директор Шуйской средней школы Александр ПИСАРЕВ говорит о том, что это слово из угро-финского языка обозначает болото. А в других источниках можно обнаружить, что «шуя» — из старославянского «левая». Какой вариант верный — не определишь, местность неподалеку от валдайского озера действительно болотистая, а если ехать из Боровичей в Валдай, то Шуя окажется по левую руку от Иверского монастыря.
Выбери то, не знаю, что
В августе началась реорганизация Шуйского сельского поселения. В скором времени его присоединят к более перспективному Рощинскому. Только вряд ли в самой деревне что-либо кардинально изменится. Для появления нового производства или развития сельского хозяйства никаких предпосылок нет, даже коров в Шуе осталось не больше десятка, а когда-то тут было огромное стадо. Местным жителям остается либо ездить работать в Валдай, либо устраиваться в сферу обслуживания — пансионатов и баз отдыха в этом краю пруд пруди.
Когда проблема с водой еще не видела своего хоть сколь-нибудь скорого решения, жители деревни Шуя пообещали бойкотировать выборы. Тем не менее они все же состоялись, прошли, как и положено, тихо, мирно, без особых инцидентов. Что выбрали жители Шуи? Вероятно, то же, что и вся Россия.
Алина БЕРИАШВИЛИ
Владимир МАЛЫГИН (фото)
Владимир МАЛЫГИН (фото)