Пятница, 10 января 2025

Редакция

Покадровое изображение

{thumbimage 150px 1}При отсутствии долгосрочного планирования потребностей рынка труда в специалистах учреждения начального и среднего профессионального образования набирают учащихся, ориентируясь в основном на пожелания абитуриентов.
Как уже сообщали «НВ» (номер за 23.10.2010), на прошедшем недавно областном совещании обсуждалась проблема нехватки в муниципалитетах области работников культурной отрасли.
Причины: несбалансированность реальной потребности на местах с количеством обучающихся по отдельным направлениям в профильных учебных заведениях. Также отсутствует механизм привлечения молодых специалистов на село. Первый заместитель главы администрации области Александр ГАБИТОВ сообщил представителям районов, что назрела потребность в разработке областной целевой программы по подготовке и трудоустройству музыкантов, хореографов, библиотекарей, мастеров прикладного искусства.

Простая арифметика

Такое положение дел характерно не только для отрасли культуры. Так, скажем, в профессиональном училище № 28 Великого Новгорода кулинарному искусству сейчас обучаются 200 человек при общей численности студентов в 500 с небольшим. И это только в одном училище! В комитете образования, науки и молодежной политики нам сообщили, что в этом учебном году в целом по области дипломы поваров получат 110 человек. Потребность же в таких специалистах на текущий момент на рынке, по данным комитета труда и занятости населения региона, — около 170 человек. Получается, что выпуск 2011 года практически полностью закроет нужду работодателей в людях, колдующих на кухне. Безусловно, текучка кадров способствует высвобождению мест, но, даже учитывая это, можно предположить, что довольно большая часть кулинаров останется после окончания учебы без работы.
По словам начальника отдела профессионального образования и науки регионального профильного комитета Нины АВДЕЕВОЙ, училища, набирая группы на обучение в сфере услуг, исходят из того, что принята областная целевая программа по развитию туризма. Значит, должны в районах развиваться новые туристские маршруты и объекты с сопутствующей инфраструктурой гостиничного, ресторанного и развлекательного профиля. Но при этом никакими конкретными данными о том, какие объекты туризма в ближайшее время появятся на нашей территории, ни районы, ни областной комитет образования не обладают. Аналогично обстоит дело и по другим профессиональным направлениям.
Так исходя из чего училища и техникумы проводят набор? К сожалению, законодательно обязанность делать долгосрочные прогнозы потребности рынка труда в кадрах не закреплена ни за службой занятости, ни за региональными органами управления образованием, ни за какой другой структурой. Впрочем, в муниципалитетах схема отработана: если учебное заведение занимается профориентационной работой, то путем анкетирования или опроса девятиклассников оно получает информацию о том, на кого собираются дальше учиться дети, и исходя из этих данных планирует набор, который позже утверждается администрацией района. Если же училище активно не занимается саморекламой и изучением желаний потенциальных абитуриентов, то на помощь приходит комитет образования, который знает, сколько девятиклассников в этом году выпускается в районе, и это число делится между всеми учреждениями начального и среднего профессионального образования, имеющимися на территории, правда, с учетом заявок самих учреждений.
Но хотя служба занятости тоже вносит свои предложения, они не носят долгосрочный характер. И получается, что, набирая сегодня поваров или токарей, учебное заведение не знает, как изменится рынок труда за три-четыре года их обучения и нужны ли они будут работодателям.
Описанный выше механизм «прогнозом» даже с натяжкой назвать нельзя, поскольку строится он исключительно на желаниях подростков, которые, как известно, меняются часто.

Гарантировано государством

Казалось бы, ничего страшного в том, что училища и техникумы готовят молодых специалистов больше или меньше спроса на них на рынке труда, нет, ведь как-то ребята трудоустраиваются. Но нужно учитывать, что законом об образовании всем гражданам России гарантировано бесплатное начальное профессиональное образование, а оплачивают такую подготовку кадров региональные бюджеты. Что касается среднеспециального звена, то 6 из 16 колледжей тоже находятся в ведении региона. Значит, администрация области вправе спрашивать, почему, скажем, в Новгородском областном колледже искусств имени С.В. Рахманинова в настоящее время на дизайнера учатся 27 человек при спросе работодателей всего на восемь работников, а на отделении народных инструментов числятся семь ребят, при том, что требуются районам порядка 30.
— Не можем мы отмахиваться от желаний детей, — говорит директор профессионального лицея № 1 Великого Новгорода Николай НЕФЕДОВ. — Законного основания не имеем. Можно пытаться убедить их подать заявление на те направления, группы по которым еще недоукомплектованы. Но если пацаны жаждут быть автомеханиками и никем другим, то приходится, в рамках утвержденного плана набора, больше формировать групп по этой профессии и меньше по другим.
То, что систему набора студентов по отдельным специальностям нужно приводить в соответствие с потребностью рынка труда на местах, говорят давно. Но как это сделать? Александр Габитов как один из вариантов предлагает заключать контракты со студентами, согласно которым после получения дипломов молодые специалисты должны будут отработать в районах не менее трех лет.
— Такая практика существует в нашем районе, — говорит директор Валдайского колледжа сервиса и управления Людмила ЮН. — Но ведь контракт — дело добровольное, и если муниципальные власти не могут предложить будущему молодому специалисту, скажем, жилье и достойную зарплату, то студент может отказаться от подписания контракта и будет трудоустраиваться после окончания учебы сам — по закону он имеет на это полное право.
Тем не менее специалисты видят выход. По их мнению, необходимо создать межведомственный региональный орган, имеющий филиалы и в районах, который бы целенаправленно занимался долгосрочным прогнозированием потребности рынка труда в молодых специалистах. По словам Нефедова, этот вопрос часто поднимается на совещаниях разного уровня, но власти не идут навстречу, ссылаясь на финансовые трудности.
Впрочем, ситуация скоро все же изменится, поскольку этой проблемой заинтересовался президент. Дмитрий Медведев по итогам совместного заседания Госсовета и Комиссии президента по модернизации и технологическому развитию, прошедшему в конце августа и посвященному профессиональному образованию, дал поручение правительству разработать совместно с субъектами до апреля 2011 года механизм, позволяющий выстраивать кадровую политику на годы вперед.

Людмила ДАНИЛКИНА
фото Владимира МАЛЫГИНА