Пятница, 10 января 2025

Редакция

Взгляды на жизнь

{thumbimage 150px 1}Редакцию озадачили квартирным вопросом. Нам рассказали, что в деревне Взгляды Волотовского района вот уже шесть лет живёт, в буквальном смысле, бездомная 80-летняя бабушка — ветеран труда, мать троих детей…
Варвара Михайловна Садкова с 12 лет работала в колхозе подсобным рабочим. Таскала мешки, собирала картошку, кормила скотину, помогала перерабатывать выпускаемую продукцию. Да и муж был видный — агроном местного сельхозпредприятия, дети радовали. Никогда она не покидала свою родную деревню Взгляды. Да и жаловаться не на что было…
Только вот супруг ушёл из жизни в 41 год, дети разъехались по городам и весям необъятной Родины, и осталась Варвара Михайловна одна.
Работать не покладая рук, возделывать собственный огород и следить за домом. Что, собственно, ещё нужно работящему человеку для полного счастья? Только в 2004 году дом сгорел.
Как рассказывают жители деревни Взгляды, это был поджог. Даже свидетели были — соседи старушки видели, как незнакомый мужчина долго крутился возле избушки, а после этого она моментально вспыхнула. Даже милиция уголовное дело возбудила, только через несколько лет прекратила расследование.
В итоге осталась женщина одна на улице. Податься некуда: одна дочка — в Великом Новгороде в общежитии живёт с несколькими детьми, уборщицей на «Акроне» работает; вторая в Нижний Новгород подалась, да только зять тёщу видеть не очень хочет. Сын в Старой Руссе осел, но не всё ладно у него со здоровьем, и квартира крохотная. Опять же, на кого огород оставить?
В итоге помогли соседи. Выделили бабушке летний домик для проживания. Колхоз тоже помог — его работники домик этот отремонтировали и утеплили. Да вот только зимой всё равно очень холодно было. Протопить здание практически невозможно. Даже осенью приходится топить помещение по три раза в день и по два раза на ночь, а возраст не позволяет уехать в тёплые края.
Дочка из Нижнего маму на зиму забирала. Но проблемные отношения с зятем и возраст дали о себе знать — в 2010 году они к себе не позвали…
Скажем честно, квартирный вопрос решился ровно после того, как в деревню приехал наш корреспондент. И только потому, что бабушка начала говорить о своих проблемах вслух.
— Я увидела на собрании, что Варвара Михайловна грустит. Спросила у неё о причине. Рассказала она мне про то, что зять в Нижнем Новгороде её видеть не хочет. Тут же нашли ей жильё, так что ваш приезд тут никак не повлиял, — рассказала по телефону спустя месяц после посещения деревни глава сельского поселения Римма ДУНАЕВА.
Справедливо сказать, что и раньше бабушке дом выделяли. Точнее — домик при церкви. Но Варвара Михайловна наотрез отказалась жить на погосте.
— В центре деревни жила, и то подожгли, а тут на окраине поселили бы? Так я точно бы от инфаркта какого-нибудь померла бы в первый же день. Честно говорю, боюсь, — рассказала Варвара Садкова.
Сейчас дети и внуки ветерана труда выплачивают по 2000 в месяц за отопление. Именно такая цена оказалась у нового жилья Варвары Михайловны.
А вот церковь, по словам местных жителей, осталась без крыши на всю зиму. У храма начала протекать крыша. Объявили конкурс. Из Петербурга приехал «меценат», который за собственные средства взялся восстановить здание. Её разобрали, и пропал человек… Теперь здание всё заливается водой, а скоро начнёт заноситься снегом…

Сельское хозяйство?

Вообще-то, Взгляды — единственная деревня в районе, где есть сельскохозяйственное производство. Сейчас это называется СПК «Октябрьский». Существовало оно и в виде совхоза, и в виде колхоза, даже фирмой побыло. Только вот менталитет не изменился.
Не откроем большой тайны, если скажем, что люди, работающие здесь, пьют. Нет, далеко не артезианскую воду, которую добывают неподалёку. В стране может смениться власть, в регионе — экономическая направленность, а местные жители будут мечтать о высокооплачиваемой работе и о переезде в город. Хотя бы в соседнюю Старую Руссу. Только там работать заставляют. А работать в полную силу здесь привыкли ещё с советских времён только на собственном участке…
Парадоксально: когда едешь по разбитой дороге из Новгорода в Волот, вокруг видны только сельскохозяйственные поля и никакого леса — поговаривают, что Волотовский район работает целиком и полностью на выращивание растений и производство говядины. Вот только председатель взглядовского СПК «Октябрьский» Юрий ДРАГУНОВ рассказал, что основное направление их предприятия — производство молока. По большей части продают его на новгородский «Лактис».
При этом трудится в СПК только 41 человек. Иногда бывает 43. Почему? Как говорилось выше, потому, что люди пьют. Запой обычно заканчивается подачей заявления об увольнении. Его принимают, человека рассчитывают, а когда у него заканчиваются деньги, он приходит к председателю мириться. Так, как больше работать некому, его принимают… До следующего запоя…
А так — хозяйство развивается. 420 коров, больше половины производят молоко. В итоге получается около 70 тонн в год.
Вообще, во Взглядах живут 153 человека, только подавляющее большинство — старики.

Налоговые истории


Местный библиотекарь Валентина СТЕПАНОВА считается чуть ли не самой богатой жительницей деревни Взгляды — зарплата в 5000 рублей на порядок выше, чем средний заработок в колхозе. Случилось так, что в один год у местного архивариуса застрелился муж и сгорел дом. Жить негде, да и не на что. Пришлось обращаться в банк за кредитом.
— Первый взнос я сделала сама. От СПК телят выращиваем, потом сдаём — отсюда и деньги. 90 000 внесла, остальное — кредит. Что говорить? Дом мне построили добротный, каменный, надёжный. Только обошёлся он мне в итоге в 900 000 рублей… — рассказала библиотекарь.
Теперь приходится работать исключительно на банк. Жить самому — только на то, что собирается с огорода. Зато дом добротный, и хватит его на несколько поколений Степановых. Дорого, конечно, зато своё.
А той же Варваре Михайловне ипотечный кредит никто так и не дал — возраст не тот. Зато регулярно приходят квитанции о налогах. За свой сгоревший дом, за участок, за мужа умершего ещё до перестройки…
— У нас в деревне уже давно отлажена система, когда все жители приносят квитанции об оплате налогов и просят написать справки о том, что платить не за что. Просят оплатить расходы за умерших жён и мужей, сгоревшие или снесённые дома, давно проданные предпринимателям участки земли… Схема уже отработана: собираем справки и посылаем их в межрайонную налоговую инспекцию № 2 в Старую Руссу. Они их рассматривают и принимают. А через год история повторяется. Может быть, потому, что нашим районом всего один человек занимается в налоговой, а раньше было два? — спрашивает вроде бы меня Римма Дунаева.
У меня ответа нет. Да она и не ждет.
 
Александр ФРОЛОВ
Фото автора