Пятница, 10 января 2025

Редакция

На исчезающем озере

{thumbimage 150px 1}На днях мировые информагентства раструбили о настоящей зоологической сенсации: обнаружен новый вид животных. Да не просто животных, ибо новые виды всяких там насекомых ежегодно описывают пачками. Нет, наука занесла в свои анналы доселе невиданное млекопитающее — хищного зверька, который был пойман в окрестностях мадагаскарского озера Алаотра и получил название в честь знаменитого британского писателя и натуралиста Джеральда Даррелла...

Последователи Ноя

Впервые об Алаотра я узнал как раз из книги Даррелла «Ай-ай и я», повествовавшей об экспедиции на Мадагаскар, которую прославленный зверолов и основатель зоопарка на острове Джерси организовал в поисках нескольких редчайших животных. Одним из них был кроткий лемур (это не определение, а научное название), населяющий тростниковые заросли по берегам озера.
Зоопарк Даррелла прославлен во всём мире своими успехами в работе по сохранению исчезающих видов. Собрав их здесь, как на борту Ноева ковчега, сотрудники зоопарка добиваются стабильного размножения редкостей и раздают их в другие зоопарки, изъявившие желание участвовать в данном проекте. А когда популяция в неволе достигнет определенной численности, зверьков, птиц и рептилий возвращают в природу — в те места, где они когда-то обитали, но исчезли по той или иной причине.
Одним из учреждений, давно и тесно сотрудничающих с Даррелловским — при жизни зоолога он назывался Джерсийским — фондом охраны дикой природы (DWCT), является Великопольский зоопарк в городе Познань. Я убедился в этом, еще побывав там впервые в 1996 году и обнаружив в живой коллекции парка несколько видов фауны, впервые размноженных на Джерси. А в прошлом году вернулся туда после длительного перерыва, совершенно не подозревая об ожидавшей меня незабываемой встрече.

В компании лемуров

...Лязгнул засов, и ведущий сотрудник отдела по уходу за животными Эва Трженьзовска, приоткрыв дверь, пригласила меня войти внутрь, не делая резких движений. За дверью был вольер — не уличный, а внутренний, но со стеклом, через которое сюда глазел народ с улицы. Я вошел и тут же попал в окружение большеглазых длиннохвостых зверьков размером с невеликую кошку, одетых в пышные шубы серо-зеленого цвета. Зверьки настороженно изучали меня, сопровождая осмотр отрывистыми гнусавыми «репликами».
Это были те самые кроткие лемуры из тростников озера Алаотра! Числом четверо они прибыли, пояснила пани Эва, непосредственно из дикой природы, продолжая оставаться собственностью Республики Мадагаскар. Хотя, не скажи она этого, я бы решил, что животные привыкли к людям, родившись вдалеке от естественных местообитаний.
Уже через пару минут живые редкости пришли к выводу, что я вполне безобиден и не стою большого внимания. Тем более моя сопровождающая начала раздавать им пучки пырея, сорванного по пути к павильону. Зажав зелёное угощение в кулачках, лемуры с одобрительным ворчанием зачавкали сочными стеблями злака, явно отдавая им предпочтение перед листьями. Я же делал кадр за кадром, точно так же игнорируя зевак за стеклом, как кроткие выходцы с далёкого африканского острова пытались не замечать меня.

Зубастик из тростников

Экспедиция, организованная Джеральдом Дарреллом на Алаотра, состоялась осенью 1990 года. 65-летний натуралист совершил его, будучи уже тяжело больным человеком. Менее чем через пять лет его не стало. Однако организованные его энтузиазмом зоопарк и трест продолжают дело своего создателя. Комплексные программы сочетают разведение редкостей в неволе с их охраной в природе по всему миру. В том числе, разумеется, и на Мадагаскаре.
Не оставляли своим вниманием специалисты DWCT и топкие берега озера Алаотра, настойчиво разъясняя местным жителям, что негуманно и незаконно ловить исчезающих кротких лемуров для собственного пропитания. Здесь-то и поджидало их открытие. В 2004 году зоологам удалось сфотографировать зверька, определить которого точно они не смогли. Поиски были продолжены, через год таинственный обитатель тростниковых крепей оказался в их руках и был измерен, взвешен и всячески исследован. О том, чтобы вывезти его с Мадагаскара, и речи не шло. Но с помощью местных жителей удалось раздобыть мертвый экземпляр, вот он-то и был отправлен за пределы острова — в лондонский Музей естественной истории.
Только после тщательного сопоставления всех данных неведомой зверушки с параметрами наиболее похожего на нее мадагаскарского обитателя — бурохвостого мангуста, зоологи решились объявить об открытии нового вида. Он получил название вонтсира Даррелла. Странное первое слово является туземным наименованием зверька — отнюдь не самым сложным словом в языке страны со столицей Антананариву. Другой вариант названия — мунго (мангуст) Даррелла.
Между прочим, о новых видах хищных зверей наука не знала с 1986 года. Последний был открыт также на Мадагаскаре, и тоже оказался вонтсирой. Ее назвали в честь французского путешественника Альфреда Грандидье, скрупулезно исследовавшего этот остров в середине XIX века.

Невесёлое завтра

Что касается образа жизни мунго Даррелла, то пока ученые могут о нем только догадываться. По их мнению, зверек приспособлен для существования в водной или полуводной среде и, вероятно, охотится за рыбой и мелкими грызунами в озере и окрестных болотах. Это сближает его с несколько более крупным болотным мангустом, обитающим на Африканском континенте.
К сожалению, среда обитания нового вида неумолимо сокращается, отчего его будущее представляется очень смутным, если вообще не черным. Тростники вокруг озера выжигают окрестные крестьяне, чтобы выращивать рис. Плодородия очередного участка хватает максимум на несколько лет, после чего его бросают и вновь поджигают тростники. В связи с таким наступлением и в самом озере происходят необратимые изменения. Оно пересыхает и постепенно исчезает, сокращаясь в размерах, как заносимый песками Арал. А вместе с ним уменьшается численность местных животных. Одна из водоплавающих птиц — алаотранская поганка — уже официально объявлена исчезнувшей. И есть основания полагать, что скрытная вонтсира Даррелла может скрыться навек еще до того, как ученые узнают подробности о ее жизни или смогут отыскать несколько живых особей для разведения и сохранения в неволе.
 
Андрей КОТКИН