Пятница, 10 января 2025

Редакция

Генеральская линия

{thumbimage 150px 1}Начальник областного УВД Анатолий ЯКУНИН дал эксклюзивное интервью «НВ»
С момента вступления в должность руководителя УВД генерал-майора Анатолия Якунина прошло почти три месяца — достаточный срок для того, чтобы вникнуть в дела такого беспокойного хозяйства, как милиция, сделать выводы и наметить дальнейший путь развития. Об этом мы и поговорили с руководителем ведомства.

— Анатолий Иванович, после вступления в должность вы побывали во всех РОВД. Какое впечатление на вас произвело увиденное?
— Неоднозначное. Есть отделы внутренних дел, где идёт работа по укреплению материально-технической базы. В Чудовском РОВД завершается строительство изолятора временного содержания (ИВС. — Ред.). В Крестецком районе в финальную стадию вступила стройка административного корпуса райотдела.
Но положительных примеров немного. Чаще райотделы выглядят, мягко говоря, неприглядно. Скажем, в ОВД по Новгородскому району совершенно непригодные условия для работы. Ремонт не проводился десятилетиями! Зайти страшно! Холмский ОВД располагается в двух деревянных домах с печным отоплением. Отдел внутренних дел по Боровичскому району находится в здании постройки позапрошлого века, ИВС, находящийся при нем, не отвечает никаким требованиям.
Не так давно состоялась встреча губернатора Сергея Митина с министром внутренних дел генералом армии Рашидом Нургалиевым. Одним из вопросов, обсуждавшихся на встрече, была просьба губернатора включить изолятор временного содержания в Боровичах в программу строительства зданий системы МВД на 2011—2012 год. Данный вопрос сейчас решается. И это далеко не все проблемы материально-технического обеспечения милиции.

Идёт большая стройка


— И это тоже. Министерство внутренних дел выделяет возможные в настоящее время средства на содержание милиции в регионах, однако их явно не хватает. По существующему законодательству органы внутренних дел сейчас во многом финансируются за счёт региональных бюджетов. И везде доля выделяемых средств разная. Есть регионы, где она достигает 6—7 процентов. В нашей области в этом году она составила 3,3 процента.
Но дело не только в деньгах. Неподготовленность многих руководителей ОВД к выполнению современных требований к деятельности органов внутренних дел — вот что мешает справиться со многими проблемами. Даже не слишком шикарные здания и территорию можно поддерживать в чистоте и порядке. Так, дворы Крестецкого, Валдайского да и многих других ОВД были заставлены транспортом, который уже давно пора утилизировать. В отделе внутренних дел по Старорусскому району перед моим приездом, как признался его начальник, сотрудники вывезли 70 «КамАЗов» мусора! В демянском — 12! Практически повсеместно прилегающая к ОВД территория не благоустроена. Нигде я не увидел ни одной цветочной клумбы!
Мы начали укреплять материально-техническую базу РОВД. Губернатор Сергей Митин обещал нам помочь в этом деле и уже приступил к выполнению данного слова. В частности, подыскали хорошее здание для Пролетарского отделения милиции. Планируется, что в Старой Руссе ОВД  в 2011 году переедет в специально реконструируемое для него здание бывшей школы. В Маловишерском районе также в следующем году будет введено в строй новое здание райотдела. В Пестовском районе, где милиция работает в деревянном здании, идёт поиск нового помещения для отдела.
План укрепления материально-технической базы всех территориальных отделов внутренних дел уже готов. Он предусматривает проведение как минимум косметических ремонтов в ОВД, приобретение для них в необходимом для выполнения служебных задач количестве офисной техники и в том числе — устройство во дворах клумб с цветами. Словом, благоустройством территории отделов внутренних дел будем заниматься серьезно. И не только потому, что сотрудники милиции должны работать в человеческих условиях. Согласитесь, что и население никогда не будет уважать стражей порядка, влачащих почти нищенское существование.
Средств на это, уверен, хватит. Особо отмечу, что наши усилия по наведению всестороннего порядка в рядах новгородской милиции и ее оперативно-служебной деятельности всемерно поддерживает Рашид Нургалиев, детально знающий обстановку в нашем регионе.
Конечно, мы работаем не только над созданием нормальных условий труда для сотрудников милиции. Очень жестко будем спрашивать с любого сотрудника и за неуважительное отношение к гражданам. Планируем, что до
8 ноября все дежурные части в отделах внутренних дел оборудуют видеонаблюдением. «Картинка» будет поступать на мониторы дежурной части в областном управлении. Таким путём мы сможем контролировать процесс приёма и регистрации заявлений о совершённых преступлениях и правонарушениях, а также поведение сотрудников при общении с гражданами.
Недавно состоялась выездная коллегия УВД по Новгородской области на базе отдела внутренних дел по Хвойнинскому району. Это первая такая выездная коллегия, одна из ее основных задач — показать всем руководителям, какими должны быть изоляторы временного содержания, где содержатся подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений. Недавно построенный ИВС ОВД по Хвойнинскому району отвечает всем современным требованиям.
В работе этой коллегии УВД приняли участие и выступили со своим видением проблем, накопившихся в данной сфере деятельности новгородской милиции, и внесли конкретные предложения по улучшению ситуации в ИВС уполномоченный по правам человека в Новгородской области Галина Матвеева, заместитель прокурора области старший советник юстиции Виктор Крюков и председатель областной общественной наблюдательной комиссии Наталья Николаева.
В целом мною принято решение: совещания и коллегии в самом управлении внутренних дел будут проходить только по итогам работы за полугодие и год. Остальные подобные мероприятия состоятся на базе того или иного отдела внутренних дел в районах, чтобы их руководители знали, что к ним в заранее обговоренное время приедут их коллеги со всей области, и, чтобы «не ударить в грязь лицом», смогли бы подтянуть свои подразделения по всем направлениям деятельности.

Стоп-кадр

— Вы указали на неподготовленность руководителей райотделов. Значит ли это, что вы невысоко оцениваете кадровый потенциал новгородской милиции?

— Кадровый потенциал действительно не самый высокий. По каким критериям я его оценивал? Выяснил, например, что никто из сотрудников не занимался изучением опыта работы своих коллег в других регионах. Не проводились ведомственные конкурсы. Следовательно, принцип состязательности среди сотрудников не действовал!
Не применялась и балльная система оценки эффективности службы. По ней за раскрытое преступление в зависимости от его тяжести и резонансности сотруднику ОВД начисляется определенное количество баллов. А от общего количества баллов зависит размер ежемесячной премии.
— В других регионах всё это действует?
— Конечно! Или, например, раньше в нашей области все милиционеры за редким исключением получали по 100 процентов квартальной премии к окладу. И хорошие, мобильные, работоспособные сотрудники, и те, кто висел на них балластом. В результате первые рано или поздно приходили к мысли: «Зачем выкладываться, если это всё равно не скажется на заработке?».
Неслучайно по вопросам раскрываемости тяжких и особо тяжких преступлений и ряду других основных показателей служебной деятельности УВД по Новгородской области до сих пор занимало одно из последних мест в стране — 79-е.
В общем, балльную систему премирования мы уже ввели. Будем работать и над совершенствованием других направлений.
— Вы уже назначили новых начальников в двух РОВД — Пестовском и Валдайском. Стоит ли нам ожидать других кадровых перестановок?
— Они будут. Отстранены от должности начальники ОВД по Парфинскому и Холмскому районам и ряд других руководителей. Рапорты об увольнении со службы подали начальники управления уголовного розыска, отдела по организации деятельности участковых уполномоченных милиции УВД области и ряд других должностных лиц.
Основная причина их ухода — низкая организация работы во вверенных им подразделениях и по направлениям деятельности. Скажем, в областном угрозыске не было даже отдела планирования, контроля по вопросам борьбы с общеуголовными преступлениями; выстроенных на современном уровне отделов по борьбе с преступлениями против личности, против собственности. Областное управление уголовного розыска практически потеряло контроль над территориальными отделами, сотрудников которых никто толком не обучал. Но на сегодняшний день мы уже привели структуру угрозыска в соответствие с действующими нормативами.
— Тема оперативно-служебной деятельности новгородской милиции. Её больное место — борьба с организованной преступностью.
— Я не буду много говорить о том, почему в Новгородской области процветало мощное преступное формирование, ликвидация и разобщение которого идут по сей день. Скажу одно. Там, где сильная организованная преступность — слабая милиция. И наоборот.
Я работал начальником управления по борьбе с организованной преступностью УВД Орловской области и знаю, что это такое. Мы, помню, столкнулись с парадоксом: один район области от влияния оргпреступности свободен, никаких бандитских поборов с бизнесменов, а в соседнем — 80 процентов предпринимателей под контролем ОПГ. Почему? Потому что в первом в отличие от второго оперативники ездили по бизнесменам и каждого убеждали: не смейте платить дань бандитам, если все упрётесь — никто вас не тронет! Но если хоть один даст слабину, пойдёт как по цепочке. Известно, на что давят преступники, выколачивая деньги из предпринимателей. Смотри, мол, твой знакомый платит, и ты давай!
Но мы разгромили всех сборщиков «дани»! Создали специализированное подразделение, отсекли коррупционные связи, развернули работу по сбору оперативной информации, доказательственной базы по преступлениям, совершаемым организованными преступными группами.
По этому принципу будем работать и здесь. Я проанализировал работу УВД в борьбе с коррупцией: за последние четыре года выявлено всего 11 преступлений, по которым привлечены к уголовной ответственности чиновники не самого низкого уровня — главы муниципалитетов, руководители территориальных  подразделений федеральных структур. Все остальное — врачи и учителя. Поэтому в структуре УВД уже создана оперативно-розыскная часть по борьбе с коррупцией в органах госвласти, местного самоуправления и организованной преступностью в сфере экономики. Новое подразделение не будет тратить времени на выявление бытовой коррупции. Оно нацелено исключительно на борьбу с коррупцией должностных лиц соответствующего уровня.
—  А на каком этапе сейчас находится процесс экстрадиции в Россию Тельмана Мхитаряна?
— Генпрокуратура Армении уже дала добро на его экстрадицию. Но Мхитарян обжаловал решение о своем аресте в Верховном Суде республики. Я всё-таки надеюсь, что уже в ближайшем будущем Тельман Мхитарян предстанет перед правосудием в России.

Люди и кони


— Серьёзной проблемой для Новгородской области являются хищения леса. Как вы намерены бороться с этим видом преступлений?
— Я дал поручение УБЭПу найти и изучить позитивный опыт других регионов в борьбе с «чёрными» лесорубами. Нашли. В Забайкальском крае. На основе законотворчества этого региона мы подготовили свой проект областного закона о регулировании отношений в сфере оборота древесины.
Новый закон позволит сделать цикл учета приёма, транспортировки древесины замкнутым и персонифицированным, и это в значительной мере затруднит процесс незаконной заготовки леса. Мы направили губернатору Сергею Митину законопроект, и думаю, что уже в недалеком будущем состоится его рассмотрение в областной Думе.
Кроме того, мы создадим конную милицию, которая, кроме решения задач по борьбе с кражами в дачных массивах и обеспечения общественного порядка, поможет нам бороться с «чёрными» лесорубами. Закупим лошадей, специальную технику для их перевозки, обучим людей верховой езде, подыщем здание, где будет размещена конюшня, помещения для сотрудников, и начнем работать.
— Ещё одна актуальная проблема для нашего региона —  кражи автомобилей. Есть в областном УВД план действий по борьбе с такими угонщиками?
— Да, действительно, уровень раскрываемости краж автомобилей в Новгородской области — всего 8 процентов. На мой взгляд, основная причина, способствовавшая развитию этого вида преступности, — открытые границы региона. Их необходимо полностью перекрыть. И я убедил руководство области в необходимости приобретения аппаратно-программных комплексов «Ураган». Это улучшенная версия аналогичного комплекса «Поток», позволяющая фиксировать передвижение всех транспортных средств. Кроме того, в структуре управления уголовного розыска создан специальный отдел по борьбе с кражами и угонами. Он усилен дополнительными штатными единицами  и уже начал действовать.
Усилим свою работу мы и в деле выявления преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. По статистике, на долю милиции в Новгородской области приходится только 17 процентов от общего числа выявленных в регионе наркопреступлений. Хотя в борьбе с наркотрафиком наш кровный интерес — каждый наркозависимый является потенциальным преступником. Для того чтобы получить деньги на дозу, эти люди идут на грабежи, кражи, совершают разбойные нападения, а раскрывать все эти преступления должна милиция. Мы внедряем у себя опыт Краснодарского края и Москвы по борьбе с наркобизнесом. В УВД создан оперативный штаб во главе с начальником криминальной милиции, который привлекает к борьбе с незаконным оборотом наркотиков сотрудников различных подразделений.
— Я обратила внимание на то, что по областному центру в последнее время стали чаще курсировать автомобили патрульно-постовой и дорожно-постовой служб. С чем это связано?
— Так и есть. Почти каждую пятницу начиная с 23 июля мы проводим профилактическую операцию «Сигнал», которая предусматривает увеличение числа милицейских нарядов на улицах.
В выходные и накануне них люди настраиваются на отдых, выпивают больше. Мы должны быть готовы к росту как преступлений, так и нарушений общественного порядка. Но! Если считать машины ППС тяжёлой техникой — танками, без пехоты — пеших патрулей — они будут действовать менее эффективно. Поэтому, в частности, в Великом Новгороде были введены 20 дополнительных штатных единиц ППС.

Милиция или полиция?

— Темой для широкого общественного обсуждения стал обнародованный Дмитрием Медведевым законопроект «О полиции». Его главная цель — создание партнёрских отношений между органами правопорядка и обществом. В частности, функция контроля над деятельностью полиции возложена в том числе и на различные общественные комиссии и советы. Получается, профессионалов будут контролировать дилетанты?
— Почему дилетанты? Для меня члены общественных организаций — это люди, знающие жизнь изнутри. Да, ошибочные идеи приниматься не будут, но я больше всего хочу, чтобы у общественного совета областного УВД, который, кстати, существует, была своя, независимая, объективная позиция по отношению к милиции. Кому нужны помощники, которые умеют только поддакивать? Если придётся, будем и спорить. Главное, чтобы общественники не боялись говорить то, что они думают.
— Законопроект предусматривает только федеральное финансирование полиции. Не кажется ли вам, что отказ от муниципальных и региональных денег только усложнит материальное положение правоохранительных органов?
— Нет. Наоборот, федеральное финансирование — это неоспоримый плюс документа. К сожалению, в ряде регионов России была зафиксирована практика, когда местные власти фактически шантажировали милицию, придерживая средства на покупку техники или доплаты сотрудникам. Теперь этого можно будет избежать.
Кроме того, МВД гарантирует, что средств на содержание полиции хватит. Даже с учётом грядущего повышения зарплат, когда денежное довольствие лейтенанта полиции планируют поднять до 33 тысяч рублей.
— Одной из самых болезненных перемен обещает стать собственно переименование милиции в полицию. Лично вы как относитесь к такой перспективе?
— Могу сказать, что мы уже свыклись с этой мыслью. Конечно, это довольно тяжело даётся многим из старшего поколения, помнящим, что во время Великой Отечественной войны, когда территория нашей области была оккупирована войсками фашистской Германии, их пособников, вербуемых из числа местного населения, называли полицаями.
Но вдумайтесь: это же была вовсе не та полиция, которая во всем мире борется с преступностью и правонарушениями, обеспечивает правопорядок и общественную безопасность. Считаю, что будущая российская полиция также должна включаться в общемировое полицейское братство и соответствовать своим внешним и внутренним обликом лучшим образцам деятельности коллег из развитых стран.
 
Елена КУЗЬМИНА