Среда, 27 ноября 2024

Редакция

Денис ВИЗГАЛОВ: «Новгороду нужно найти силы для амбиций»

{thumbimage 150px 1}Собеседник «НВ» — руководитель проектов фонда «Институт экономики города», доцент Высшей школы экономики (Москва)
 
— Денис, вы разработали типологию маркетинговых стратегий городов, известную названием «Какими хотят себя видеть города». Куда относится Великий Новгород и правильно ли его позиционирование сегодня? Если нет, то куда нужно стремиться?
— Новгород не относится ни к одному типу. Поскольку в типологии рассматриваются только те города, у которых есть определенная маркетинговая стратегия, идея города. И кроме того, есть понимание, с помощью каких проектов конвертировать эту идею в бренд города.
У Новгорода, казалось бы, уже найдена мощная, красивая идея, и она даже обрела название — «Родина России». Но теперь нужны проекты, которые будут ее «материализовывать» в городском пространстве и в общественном сознании.
Правильно ли позиционирование Новгорода, вопрос не ко мне. О правильности судит только местное сообщество — единственно возможный автор и носитель идентичности города.
— Я процитирую ваш доклад на первом московском Конгрессе по продвижению и развитию городов: «Через несколько лет между российскими городами начнется мощная конкуренция за людей, за носителей иностранных языков, профессиональных рабочих, талантливых студентов, профессоров, менеджеров высшего звена». Так вот, борьба уже началась. Великий Новгород, как известно, тяготеет к Петербургу и Москве в силу географического положения — идет стремительный отток населения. И никакие турпоездки в наш город не компенсируют отрицательный экономический эффект. На что следует обратить внимание такому городу при выработке маркетинговой политики территории?
— В такой непростой ситуации следует, во-первых, найти силы для амбиций. Прояснить для себя, что Новгород — это не просто место с домами и улицами, областной центр в ряду других 82 региональных столиц. Это мощнейший символ, образ, уникальное явление. Это живой организм, красоту которого мы сами еще не можем воспринять по причине нашей умственной, эмоциональной и духовной нищеты. Что какое бы то ни было «соревнование» с Москвой и Петербургом для Новгорода просто недостойно. Они соревнуются по разным измерительным шкалам.
Во-вторых, необходим тщательный анализ конкурентных преимуществ города как места для жизни. Это довольно простая вещь. Понять, почему люди уезжают жить из Новгорода в холодно-влажный, огромный и тесный Петербург. Жильё? Зарплаты? Престиж? Возможность творческой самореализации? Образование детей? На все эти вопросы при желании очень легко ответить. Технологии давно известны.
В-третьих, нужен грамотный и системный маркетинг — продвижение интересов города на целевых рынках — среди инвесторов, туристов, потенциальных жителей. Несмотря на колоссальные преимущества, какие имеет сегодня Великий Новгород перед другими городами в привлечении этих целевых аудиторий, используются они сегодня в ничтожно малой степени. Даже по сравнению с Великим Устюгом.
И, в-четвертых, у Новгорода уникальное историческое прошлое. Но с такими городами часто бывает, что прошлое слишком давит на настоящее, полностью его накрывает своей величественной тенью. Получается, что все прекрасное, что было у города, — в прошлом. А настоящее — это прозябание в печальных воспоминаниях о прошлом. Это незаметно, но категорически сильно влияет на менталитет местных жителей, подтачивает их патриотизм.
— Значит, нужно искать поводы для создания величественного настоящего?
— Да, поводов может быть множество — уникальные горожане, уникальные производства, уникальные произведения искусства, которые именно сегодня вырастают в этой уникальной среде. Сюда же можно отнести прецедентные проекты, например, первый в России музей на месте археологического раскопа. Я был там, и это производит колоссальное впечатление. «Да, — скажете вы — опять раскапываем славу в прошлом». Пусть так, но нашлись люди, которые сделали из раскопа музей под открытым небом! А такого в мире поискать, это культурная инновация. Нужно делать из города сцену, провоцировать кипение культурной жизни и в конце концов мобилизовать творческую элиту города, чтобы вместе подумать, как выращивать бренд Новгорода.
 
Юлия ГЕНЕРОЗОВА
Фото из личного архива
Дениса ВИЗГАЛОВА