Среда, 17 июля 2024

Редакция

Огнеопасный «Чебурашка»

{thumbimage 150px 1}Пожарные и дошкольные учреждения области судятся друг с другом
«Многие детские сады новгородчины небезопасны. Их следует закрыть», — утверждает ГУ МЧС РФ по Новгородской области.
«Больше 30 лет всё было в порядке, а сейчас вдруг угрожаем пожарной безопасности? Мы продолжим воспитывать детей!» — отвечают огнеборцам руководители дошкольных учреждений и через суд доказывают свою правоту.

Узкое место

Такое противостояние в настоящий момент происходит в Великом Новгороде. Пока  три из трёх судов выиграны детскими садами. На подходе же рассмотрение ещё 15 дел, касающихся пожарной безопасности, и на этом «баталия» не закончится — впереди проверки типовых зданий дошкольных учреждений по всей области. Логика подсказывает, что им тоже будет вынесен приговор от Госпожнадзора: «Устранить нарушения или закрыть».
Проблема обострилась из-за того, что детские дошкольные учреждения в настоящий момент проходят процедуру лицензирования, а проверка эксплуатируемого здания пожарными — это обязательный пункт. Выясняется, что даже полностью отремонтированное помещение детского сада с новой сигнализацией, укомплектованное пожарными щитками и огнетушителями, не может получить лицензию — большинство дошкольных общеобразовательных учреждений Великого Новгорода расположено в типовых зданиях, построенных по ГОСТу, действовавшему в 70—80-е годы прошлого века. Сейчас новые стандарты, и по ним ширина дверных проёмов эвакуационных выходов должна быть 1,2 метра. По старым нормативам для того, чтобы сдать здание в эксплуатацию, хватало и 80 сантиметров.

Без лицензии


Арбитражный суд Новгородской области, изучив всю соответствующую документацию, посчитал доводы пожарных необоснованными и разрешил трём детским садам — № 62, № 83 и № 68 — продолжать общеобразовательную деятельность и потребовал возместить ГУ МЧС РФ по Новгородской области расходы по уплате госпошлины. Сейчас Госпожнадзор подаёт в Вологде на апелляцию в вышестоящий суд округа.
— И пока суд не пройдёт, нам не выдают на руки заключение, — объясняет сложившуюся ситуацию заведующая детским садом № 68 «Чебурашка» Елена РОДИНА. —
То есть мы продолжаем работать уже без лицензии — такие условия. Де юре мы не имеем права продолжать свою деятельность, а де факто мы не имеем возможности отказывать детям в получении образования — это их конституционное право. А вообще, у нас есть акт о приёмке здания в 1978 году, где расписана ширина дверных проёмов — 0,9 м — и стоит подпись пожарного инспектора, подтверждающая, что всё соответствует нормативам. Если вышестоящая инстанция Арбитражного суда признает решения областного незаконными, придётся отстаивать свои права в Верховном Суде.
По словам Родиной, ситуацию может изменить только исключение Госпожнадзора из списка тех, кто имеет право на лицензирование общеобразовательных учреждений.
— На самом деле по закону детский сад может функционировать и без лицензии до тех пор, пока идут судебные разбирательства на всех уровнях, — рассказал  Михаил ГУСАРОВ, юрист, отстаивающий в арбитраже права всех городских дошкольных учреждений, оказавшихся в патовой ситуации.

«С нас требуют!»

У учредителя детских садов — муниципалитета — свой взгляд на сложившуюся проблему. Как рассказали корреспонденту «НВ» в пресс-центре городской администрации, мэр Великого Новгорода неоднократно ставил вопрос о том, чтобы на областном уровне был принят закон, который бы регулировал отношения между общеобразовательными учреждениями и ГУ МЧС, то есть между старыми и новыми нормативами. Вроде бы есть опыт других регионов, которые с помощью нормативных актов смогли отстоять типовые здания детских садов. Однако есть одно веское «но».
— Никакое местное законодательство не будет рассматриваться всерьёз. Вы поймите: мы выносим решение о несоответствии зданий нормам не потому, что сами так захотели, а потому, что от нас этого требует Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Любой нормативный акт, принятый на уровне региона, но не соответствующий федеральному, в данном случае не будет иметь юридической силы, — поясняет в свою очередь заместитель главного государственного инспектора Новгородской области по пожарному надзору Владимир УВАРОВ.
Такого же мнения придерживаются в областном комитете по строительству и дорожному хозяйству. Недавно проблема детских садов стала темой совещания, проводимого совместно с представителями пожнадзора, комитета образования и областного управления по градостроительству и архитектуре. Говорит заместитель председателя областного комитета по строительству и дорожному хозяйству Олег БОЛДЫШЕВ:
— Что я могу сказать? Мне тоже рассказывали про опыт других регионов и местное законодательство, однако когда дошло до конкретных примеров, выяснилось, что никто ничего не знает. Пока выход найден только один — выделять из бюджета на следующий год дополнительные средства и начинать расширять проёмы.
По-своему видит ситуацию Михаил Гусаров:
— Мне кажется, что начинать переоборудование учреждений под новое законодательство пока преждевременно. Есть две юридические точки зрения на сложившуюся ситуацию. Я, например, считаю, что федеральный закон, определяющий нормы пожарной безопасности, — это акт гражданского права, и его применение никак не должно влиять на правоотношения, которые существовали до этого. Однако не все суды с этим согласны, вот и приходится доказывать, что садики могут существовать в том виде, в котором находятся больше 30 лет.

Вместо эпилога

Действительно, услышав всё сказанное выше, невольно удивляешься: как это у нас каменные постройки XI века в неизменном виде до сих пор сохранились? Почему пожнадзор не закрывает, скажем, Софийский собор или церковь Бориса и Глеба? Вряд ли там проходы больше 1,2 метра, а народу по выходным — уйма…
Вопросы есть, ответов на них пока нет. Правда, мы смогли узнать о том, кто будет отвечать за пожар в детском саду, если, не дай Бог, такой случится в XXI веке:  
— Отвечают прежде всего руководитель учреждения и тот инспектор, который проводил проверку. В конкретном случае, пока не прошла апелляция, будет отвечать судья, принявший решение не в нашу пользу, — сообщил Владимир Уваров.

Александр ФРОЛОВ